Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 16 июня 2016 г. N 04-03/2903
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению обращений, поданных в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления; |
Член комиссии |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Член комиссии |
- |
Якимова П.А. |
Главный специалист - эксперт отдела контроля закупок. |
на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",
в присутствии представителей от:
Заказчика/Организатора закупки (Закупочной комиссии) - ОАО "Центр судоремонта "Звездочка": Шайтанова А.Д. (доверенность от 14.04.2016 N 545/106-д).
Заявителя - ООО "СпецСнаб": Бутырева К.С. (приказ N 1 о вступлении в должность руководителя от 02.10.2015). установила:
07 июня 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, поступило обращение ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "СпецСнаб" (ИНН 2320233745) в реестр недобросовестных поставщиков.
Содержание обращения:
Согласно обращению Заказчика, участник открытого запроса цен в электронном виде уклонился от заключения договора на поставку товара - ламп светодиодных 36В А60 10 ВТ 4700К цоколь Е27 "Geniled" (извещение N 2247535 опубликовано на торговом портале http://fabrikant.ru/ 14.04.2016, извещение N 31603552300 опубликовано на сайте http://zakupki.gov.ru 14.04.2016).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассмотрела обращение о включении сведений об ООО "Стройинтер Групп" в Реестр недобросовестных поставщиков с учетом следующего.
ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" является заказчиком в понимании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, Решением Совета директоров АО "Центр судоремонта "Звездочка" (протокол N 154 от 24.02.2016) утверждены Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - Положение о закупках), а также Порядок проведения процедур закупки ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (далее - Порядок закупки).
Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункту 2.1 части 2 Порядка закупки, указанный порядок является приложением к Положению о закупках.
В соответствии с требованиями Положения о закупках 14.04.2016 Заказчиком была объявлена закупка способом запрос цен на право заключения договора на поставку товара - ламп светодиодных 36В А60 10 ВТ 4700К цоколь Е27 "Geniled".
Начальная (максимальная) цена договора: 348 500,00 руб.
Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии по рассмотрению и оценке заявок Участников закупочной процедуры способом открытого запроса цен в электронном виде на поставку товара - лампы светодиодные 36В А60 10 ВТ 4700К цоколь Е27 "Geniled" для заказа 61021 от 27.04.2016 (далее - протокол от 27.04.2016) Закупочная комиссия приняла решение отклонить заявки ООО "Минимакс Двина", ООО "Эко Свет Запад", ООО "Эк Эко Свет", ООО "СПБ Электро" на участие в закупочной процедуре "Запрос цен N 2247535", как не отвечающие по существу требованиям и условиям закупочной процедуры, изложенным в закупочной документации (срок поставки не соответствует требуемому в п. 5 Коммерческого предложения); закупочная процедура открытого запроса цен признана несостоявшейся; рекомендовано заключить договор с ООО "СпецСнаб", по цене 296 829,00 руб., в сроки и на условиях, установленных закупочной документации.
Материалами дела установлено, что ООО "СпецСнаб" направило заявку на участие в запросе цен по установленной в закупочной документации форме, в том числе коммерческое предложение ООО "СпецСнаб" и подписанный со стороны ООО "СпецСнаб" договор поставки.
В заявке ООО "СпецСнаб" предложен срок поставки товара - до 04.07.2016, соответствующий установленному в закупочной документации Заказчика, цена договора - 296 829,00 руб.
28.04.2016 на сайте единой информационной системы размещен протокол оценки и сопоставления заявок участников в торговой процедуре от 28.04.2016, согласно которому по результатам рассмотрения предложения, представленного единственным участником торговой процедуры, принято решение осуществить закупку у участника несостоявшегося запроса цен - ООО "СпецСнаб".
28.04.2016 Заказчику от ООО "СпецСнаб" поступило письмо от 28.04.2016 N 10-4, содержащее решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта, в котором Общество сообщило о том, что по результатам официального запроса у компании ООО "Компания Инносвет" - производителя ламп Geniled, проведенного 28.04.2016, ООО "СпецСнаб" не может обеспечить исполнения контракта с АО "ЦС "Звездочка" на поставку ламп Geniled по запросу N2247535 от 14.04.2016.
05.05.2016 на сайте единой информационной системы размещен протокол заседания Закупочной комиссии N 540-1/889-3 от 04.05.2016, согласно которому в соответствии с пунктом 5.5.5 Положения о закупках ООО "СпецСнаб" признано уклонившимся от заключения договора; закупочная процедура закрыта без выбора победителя; принято решение провести процедуру закупки повторно.
ООО "СпецСнаб" предоставило в адрес Архангельского УФАС России объяснения по факту уклонения от заключения договора поставки в письме от 11.06.2016 N С/15.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО "СпецСнаб" пояснил, что Общество отказалось от заключения договора по причине невозможности обеспечить исполнение контракта в срок, так как производитель ламп Geniled и его официальные дистрибьюторы - ООО "Компания Инносвет", ООО "НПО СВЕТОРЕСУРС" установили срок поставки - 90 дней, что сделало невозможным исполнение договора с АО "ЦС "Звездочка" в срок до 04.07.2016.
Согласно части 2 статьи 5 Закона закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Частью 3 статьи 5 Закона о закупках определено, что перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков".
Согласно части 2 Правил направления сведений в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о лице, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут в связи с существенным нарушением им условий договора.
Исходя из сложившейся судебной практики обжалования решений антимонопольных органов о включении участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, следует, что на практике реестр недобросовестных поставщиков используется как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закупочной документации заказчиков, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающих права заказчика относительно лучших условий исполнения контракта, связанных с эффективным использованием бюджетных средств и, как следствие, нарушением публичных интересов в этих правоотношениях.
Судами отмечено, что при рассмотрении вопроса о законности решений антимонопольных органов о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения заявителем тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Архангельского УФАС России, основываясь на имеющихся материалах дела, приходит к выводу о том, что в данном случае действия ООО "СпецСнаб" нельзя квалифицировать как недобросовестное уклонение от заключения договора, поскольку в его поведении отсутствуют признаки недобросовестности (злоупотребление и умышленность), в связи с тем, что невозможность поставки товара по предмету рассматриваемой закупки вызвана действиями третьих лиц.
Таким образом, ООО "СпецСнаб" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, Правил ведения реестра, а также на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Архангельского УФАС России,
ЗАКЛЮЧИЛА:
Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СпецСнаб" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, отсутствуют.
Председатель комиссии |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии |
|
И.Ю. Короткова |
|
|
П.А. Якимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 июня 2016 г. N 04-03/2903
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016