Резолютивная часть решения оглашена "15" июня 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме "16" июня 2016 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Кухарской Н.Е. - |
руководителя Кемеровского УФАС России;
|
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А.- |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Коломиец А.А.-
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
|
при участии:
- <_> - представителя ООО "Сиббазисстрой", по доверенности,
- <_> - представителя заказчика, по доверенности,
рассмотрев дело N 388/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ФБУ Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" (далее - ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу") законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме N0339100003716000010 "Капитальный ремонт фасадов зданий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 установила:
08.06.2016 г., 09.06.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО "Сиббазисстрой" (вх. N 3831 от 08.06.2016 г.), ООО СК "Лада-Альянс" (вх. N 2305Э от 09.06.2016) (далее - Заявители) на положения документации электронного аукциона N0339100003716000010 "Капитальный ремонт фасадов зданий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу".
По мнению ООО СК "Лада-Альянс", опубликованная документация об электронном аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, поскольку п.26 технического задания устанавливает требование к брускам хвойным:
26. |
Бруски хвойных и лиственных пород, наименование породы древесины: из сосны, осины, ели, лиственницы, березы, ольхи, пихты, кедра или бука. Шириной не более 150 мм, толщиной не менее 75 мм, выше II сорта. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм. Не должна быть влажность пиломатериалов более 20% - при поставке сухих пиломатериалов. Пиломатериалы сырые поставляются с влажностью выше чем у сухих пиломатериалов. Древесина не должна иметь признаков гнили. ГОСТ 18288-87 |
По мнению ООО СК "Лада-Альянс", в представленных локальных сметных расчетах, являющихся обоснованием начальной максимальной цены контракта такой материал как, бруски не требуется. Описание объекта закупки Заказчиком в нарушении норм статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ не носит объективного характера.
По мнению ООО "Сиббазисстрой", не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе следующие требования Технического задания:
- в пункте 23 таблицы ведомости материалов Технического задания характеристика эмали ПФ-115 о сорте эмали выражена в противоречии с требованиями законодательства словами: "выше II сорта". Заявитель полагает, что согласно ГОСТ эмаль может иметь лишь два сорта: высший и первый. Данная характеристика о втором сорте носит необъективный характер, т.к. эмаль второго сорта не производится;
- в пункте 7 таблицы ведомости материалов Технического задания характеристика о товаре "Грунтовка ГФ-021" об Андгезии пленки не хуже 0 баллов, что носит необъективный характер, т.к. невозможно предположить о каком худшем количестве баллов идет речь, в инструкции по заполнению заявки не содержится трактовка указанной характеристики.
ООО "Сиббазисстрой" указывает на указание в локальном сметном расчете N 7 на использование грунтовки с товарным знаком "Тиккурилла" без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
В процессе рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
24.05.2016 г. в Единой информационной системе на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ФБУ Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу" были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0339100003716000010 "Капитальный ремонт фасадов зданий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" и аукционная документация.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
ООО "Сиббазисстрой" полагает, что установление характеристик указанием словами не хуже и "выше второго сорта" носит необъективный характер.
Комиссия Кемеровского УФАС России не находит в установлении указанных характеристик товаров нарушений, считает довод о невозможности предоставления характеристик товаров по пунктам 7, 23 таблицы ведомости материалов Технического задания необоснованным.
Согласно пункту 7 таблицы ведомости материалов Технического задания предусматривается:
7. |
Грунтовка: ГФ-021 красно-коричневая. Степень разбавления грунтовки растворителем, при массовой доле нелетучих веществ свыше сорока процентов, должна быть не более 20%. Адгезия пленки не хуже 0 баллов. Степень перетира, мкм, не более 40. Перед применением грунтовку тщательно перемешивают, при необходимости разбавляют растворителями РС-2, 649, 650. Допускается образование легкоразмешиваемого осадка при хранении, а также грунтовка должна отвечать требованиям государственного стандарта даже в случае, когда степень разбавления грунтовки превышает, указанное в ГОСТ значение. ГОСТ 25129-82 |
Заказчиком опубликовано разъяснение документации от 06.06.2016 г. (по данному вопросу): "Заказчик, определяя показатель "адгезия", будет руководствоваться требованиями ГОСТ. Адгезия - это свойство одного материала сцепляться за счет сил межмолекулярного взаимодействия с другим материалом, чем выше значение (балл) "адгезии", тем сцепление одного материала с другим хуже. Таблица 1 ГОСТ 25129-82. Метод испытания обозначается по ГОСТ 15140.
|
|
|
ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные содержит в себе методы определения адгезии. Адгезия грунтовки может быть от "0" до "1" баллов. Требования Заказчика не противоречат требованиям ГОСТ. Формулировка "не хуже" не противоречит нормам ФЗ N 44-ФЗ и трактуется как, "равное или лучше".
ООО "Сиббазисстрой" не отрицает того обстоятельства, что ГОСТ 25129-82 и ГОСТ 15140-78 устанавливает показатель Адгезии пленки в баллах. Т.е. требование описания данной характеристики, по мнению Комиссии Кемеровского УФАС России, носит объективный характер, из положений ГОСТ 15140-78 и разъяснений заказчика следует конкретный вывод о применении материала с характеристикой Адгезии грунтовки от "0" до "1" баллов.
Согласно пункту 23 таблицы ведомости материалов Технического задания предусматривается:
23. |
Эмаль ПФ-115. Представляет собой суспензию двуокиси титана рутильной формы и других пигментов и наполнителей в пентафталевом лаке с добавлением сиккатива и растворителей, выше II cорта. Цвет - по согласованию с заказчиком. |
Заказчиком опубликовано разъяснение документации от 06.06.2016 г. (по данному вопросу): "Заказчик не вводит Участника размещения заказа в заблуждение и не требует предлагать к использованию "несуществующий" сорт эмали, участник должен предложить сорт выше второго, то есть первый или высший согласно ГОСТ 6465-76".
По пункту 7 таблицы ведомости материалов Технического задания применительно к эмали ПФ-115 содержится характеристика "выше второго сорта", т.е. материал должен быть представлен с указанием характеристики сорта: первый, либо высший. ООО "Сиббазисстрой" не отрицает того обстоятельства, что ГОСТ 6465-76 устанавливает возможность установления сорта в виде указания его первым, либо высшим. Т.е. требование описания данной характеристики, по мнению Комиссии Кемеровского УФАС России, носит объективный характер, из положений ГОСТ 6465-76 и разъяснений заказчика следует конкретный вывод о применении эмали ПФ-115 высшего или первого сорта.
ООО "Сиббазисстрой" ссылается на указание в локальном сметном расчете N 7 на использование грунтовки с товарным знаком "Тиккурилла" без сопровождения этих слов словами "или эквивалент". Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ запрет на использование товара с указанием товарного знака без сопровождения его словами "или эквивалент" устанавливается применительно к описанию объекта закупки.
Согласно вводной части технического задания работы и используемые материалы должны строго соответствовать перечню выполняемых работ и используемых материалов. Материалы, используемые при выполнении работ должны быть новыми (не бывшими в употреблении). Качество должно соответствовать требованиям, указанным в Ведомости материалов (Таблица N 2) и государственным стандартам, техническим условиям, подтверждаться соответствующими сертификатами, техническими паспортами и другими необходимыми документами. Техническое задание формулирует требования к выполняемым работам.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки содержится исключительно в техническом задании. К грунтовке в пункте 7 таблицы материалов содержатся описание без указания товарного знака эмали. Кроме того, в разделе III аукционной документации установлено правило, согласно которому в случае, если в настоящей документации об аукционе имеется указание на марки, товарный знак, то считается, что такое указание по умолчанию сопровождается словами "или эквивалент". Т.е требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчиком соблюдены.
Согласно требованиям части 1 статьи 22 ФЗ N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Локальный сметный расчет размещен в Единой информационной системе в виде отдельного файла, что указывает на то, что в локальном сметном расчете N 7 грунтовка "Тиккурилла" не содержится в качестве описания объекта закупки, а служит целям обоснования начальной максимальной цены контракта.
Доводы жалобы ООО "Сиббазисстрой" признаются полностью необоснованными.
ООО СК "Лада-Альянс" ссылается на пункт 26 таблицы ведомости материалов технического задания о наличии требований к брускам хвойным и отсутствие в представленных локальных сметных расчетах, являющихся обоснованием начальной максимальной цены контракта такого материала как бруски.
По мнению ООО СК "Лада-Альянс", в представленных локальных сметных расчетах, являющихся обоснованием начальной максимальной цены контракта (из документации Заказчика) такой материал как, бруски не требуется. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки к данному аукциону содержится исключительно в техническом задании.
Согласно требованиям части 1 статьи 22 ФЗ N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Локальные сметные расчеты размещены в Единой информационной системе в виде отдельных файлов, что указывает на то, что они не содержатся в качестве составной части описания объекта закупки. Локальные сметные расчеты служат целям обоснования начальной максимальной цены контракта.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения со стороны заказчика требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку не может в связи с этим прийти к выводу о необъективности описания объекта закупки применительно к брускам.
Комиссия Кемеровского УФАС России соглашается с доводами представителя заказчика о том, что им в качестве обоснования начальной максимальной цены контракта размещено 5 (пять) локальных сметных расчетов, в некоторых из них содержится позиция: "Установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м: трубчатых для прочих отделочных работ" (локальная смета N 2-пункт 30, локальная смета N 3 - пункт 30, локальная смета N 4 - пункт 30, локальная смета N 6 - пункт 22, локальная смета N 7 - пункт 22). Расшифровка обозначенных позиций из программного комплекса расчетов "Гранд-Смета" подразумевает, что при монтаже наружных лесов используются щиты настила, состоящие из брусков (детали деревянных лесов из пиломатериалов хвойных пород), требования к которым установил заказчик в тексте таблицы материалов технического задания.
Доводы жалобы ООО СК "Лада-Альянс" признаются необоснованными.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО СК "Лада-Альянс" на действия заказчика - ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" при проведении электронного аукциона N 0339100003716000010 "Капитальный ремонт фасадов зданий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Сиббазисстрой" на действия заказчика - ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" при проведении электронного аукциона N0339100003716000010 "Капитальный ремонт фасадов зданий Кемеровского филиала ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" необоснованной.
3. Производство по делу N 388/З-2016 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
А.А. Коломиец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 08/5449 (опубликовано 20 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016