Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 27 апреля 2016 г. N 08-21/7-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее -Управление); |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; Жуков А.А. - государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/7-16, возбужденное по факту распространения 19.12.2015 в системе "ЯНДЕКС" рекламы следующего содержания: "Загородный клуб "ArtiLand"/ arti-land.ru/ Реклама/ arti-land.ru/ Гостиница, ресторан, бани, рыбалка. Балашиха. 4*/ Номера и цены Ресторан Банный комплекс/ Контактная информация +7 (499) 648-13-14 круглосуточно" с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона
от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о соответствии указанного средства размещения категории "4*", в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "АРС" (место нахождения: 143912, Московская область,
г. Балашиха, ул. Новское, д. 10) Зайтовой Е.Е.;
в отсутствие представителей заинтересованного лица -
ООО "ЯНДЕКС" (место нахождения: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16), надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, установила:
Московским областным УФАС России 19.12.2015 установлен факт распространения в поисковой системе "ЯНДЕКС" рекламы следующего содержания: "Загородный клуб "ArtiLand"/ arti-land.ru/ Реклама/ arti-land.ru/ Гостиница, ресторан, бани, рыбалка. Балашиха. 4*/ Номера и цены Ресторан Банный комплекс/ Контактная информация +7 (499) 648-13-14 круглосуточно" с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившимися в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о соответствии указанного средства размещения категории "4*".
Согласно позиции ООО "ЯНДЕКС" рекламодателем указанной рекламы является ООО "АРС" на основании договоров на оказание услуг по размещению рекламных материалов ООО "АРС" в сети Интернет, заключенных между ООО "ЯНДЕКС" и ООО "АРС" на условиях Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ", расположенной в сети Интернет по адресу: http://legal.yandex.ru/oferta_direct/.
В соответствии с объяснениями ООО "ЯНДЕКС" указанная реклама размещалась в системе "Яндекс.Директ" в период с 01.11.2014 г. по 21.01.2016 г.
Согласно позиции ООО "АРС" обозначение "4*" не является указанием категории средства размещения, так как согласно пункту 20.1 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" предусмотрены шесть категорий классификации гостиниц: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд".
В соответствии с объяснениями ООО "АРС" в отношении клуба "ARTILAND" не проводилось оценки соответствия требованиям Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения и, соответственно, категория средства размещения клубу "ARTILAND" не присваивалась.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1-3 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к загородному клубу "ARTILAND" и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения осуществляется в добровольном порядке в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".
По итогам классификации гостиниц и иных средств размещения объект туристской индустрии получает свидетельство о присвоении ему соответствующей категории: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшая категория - "пять звезд", низшая - "без звезд".
Использование в рассматриваемой рекламе фразы "Гостиница, ресторан, бани, рыбалка. Балашиха. 4*", создает впечатление, что рекламируемым средством размещения в установленном порядке пройдена процедура классификации и ему присвоена соответствующая категория звездности.
Оценив рекламу и доводы лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости вынесения на рассмотрение членов Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Московском областном УФАС России (далее - Экспертный совет) вопроса о соответствии рекламы с использованием обозначения "4*", требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с протоколом заседания Экспертного совета
от 21.04.2016, члены Экспертного совета пришли к выводу, что использование в рассматриваемой рекламе обозначения "*", "****", в том числе в сочетании с цифрами (например, "4*", "3*"), создает впечатление, что рекламируемым средством размещения в установленном порядке пройдена процедура классификации и ему присвоена соответствующая категория звездности. Применяемый в рекламе символ "*", который именуется "звездочка", однозначно ассоциируется с обозначением "звезда", используемым при указании категории средства размещения.
С учетом мнения Экспертного совета, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе обозначение "4*" создает впечатление, что указанное средство размещения соответствует категории "четыре звезды", что не соответствует действительности, так как оценка соответствия требованиям Порядка классификации гостиниц в отношении клуба "ARTILAND" не проводилась.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "АРС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать ООО "ЯНДЕКС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "16" мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Стрельников Д.Ю. |
Члены Комиссии |
Жукова Е.А.
Жуков А.А. |
А.А. Жуков
(499) 755-23-23 (доб. 050-215)
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"16" мая 2016 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова А.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жуков А.А. - государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
на основании своего Решения от 27 апреля 2016 г. по делу N 08-21/7-16 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: "Загородный клуб "ArtiLand"/ arti-land.ru/ Реклама/ arti-land.ru/ Гостиница, ресторан, бани, рыбалка. Балашиха. 4*/ Номера и цены Ресторан Банный комплекс/ Контактная информация +7 (499) 648-13-14 круглосуточно", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 и части 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктов 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. ООО "ЯНДЕКС" (место нахождения: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:
1.1 прекратить распространение указанной рекламы, в том числе удалить указанную рекламу из архивов Интернет-сайтов;
1.2 прекратить распространение рекламы с указанием не соответствующих действительности сведений о соответствии гостиниц и иных средств размещения категориям, определяемым в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".
2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
А.А. Жуков |
А.А. Жуков
(499) 755-23-23 (доб. 050-215)
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"16" мая 2016 года г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова А.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Жуков А.А. - государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
на основании своего Решения от 27 апреля 2016 г. по делу N 08-21/7-16 о признании ненадлежащей рекламы следующего содержания: "Загородный клуб "ArtiLand"/ arti-land.ru/ Реклама/ arti-land.ru/ Гостиница, ресторан, бани, рыбалка. Балашиха. 4*/ Номера и цены Ресторан Банный комплекс/ Контактная информация +7 (499) 648-13-14 круглосуточно", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 и части 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктов 44 и 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. ООО "АРС" (место нахождения: 143912, Московская область,
г. Балашиха, ул. Новское, д. 10) в двухнедельный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: исключить из текста рекламы не соответствующие действительности сведения о соответствии указанного средства размещения категории "четыре звезды", либо прекратить распространение указанной рекламы.
2. Документальные подтверждения исполнения пункта 1 настоящего предписания в трехдневный срок после устранения нарушений представить в Московское областное УФАС России.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Московское областное УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев в судебном порядке.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
А.А. Жуков |
А.А. Жуков
(499) 755-23-23 (доб. 050-215)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 апреля 2016 г. N 08-21/7-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016