Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 3 июня 2016 г. N 497/2015
Резолютивная часть решения объявлена 23.05.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 03.06.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 497/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Цуканов-Лубяницкий Г.В. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 497/2016 по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350049, г. Краснодар, ул. Северная, 247) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии на заседании представителя АО "НЭСК-электросети" - <_> по доверенности от <_> в отсутствие надлежаще уведомленной <_> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 10.09.2015 поступило обращение <_> (далее - Заявитель) на бездействие АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от <_>
Между <_> и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1-55-14-1922 (далее - Договор N 1-55-14-1922).
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ земельного участка для индивидуального жилого дома с приусадебным участком, расположенного по адресу: <_> (далее - Объект).
Пункт 6 Договора N 1-55-14-1922 предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, в том числе выполнить фактическое технологическое присоединение Объекта.
Пункт 5 Договора N 1-55-14-1922 предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Неотъемлемым приложением договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия N 1-55-14-1922.
Согласно Техническим условиям, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 15 кВт, в том числе существующая 5 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем в связи с выполнением технических условий в адрес Сетевой организации направлено заявление от 05.09.2015 о выполнении мероприятий, возложенных на Заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ.
Также Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиям п. 10 Договора (квитанция к приходному кассовому ордеру N 269 от 05.02.2015).
АО "НЭСК-электросети" в присутствии <_> произведен осмотр Объекта Заявителя и установлено, что мероприятия, предусмотренные ТУ, выполнены Заявителем, о чем составлен соответствующий Акт б/н б/д, который направлен почтовым отправлением в адрес Заявителя 09.01.2015.
На дату обращения Заявителя в антимонопольный орган, со стороны Сетевой организации, принятые на себя обязательства в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение, а также техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью Договора, не исполнены.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), регламентированы действия сетевой организации и Заявителя при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе действия сетевой организации по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (п. 17 Правил).
В соответствии с пп. "б" п. 16 Правила технологического присоединения N 861, срок выполнения мероприятий составляет 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно п. 19 Правил технологического присоединения N 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
В ходе рассмотрения обращения АО "НЭСК-электросети" представлены копии договора и ТУ <_> сопроводительным письмом от 11.12.2015 N 9.НС-10/1282/9261 (вх. от 14.12.2015 N 13890) (имеются в материалах дела).
Таким образом, Сетевой организацией в рамках договора на технологическое присоединение не исполнены обязательства по фактическому присоединению объекта Заявителя к электрическим сетям, в соответствии с Правилами технологического присоединения N 861, а так же согласно условиям Договора N 1-55-14-1922 (шесть месяцев с даты заключения договора), т.е. до 29.09.2015 года.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов <_> путем неисполнения Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрическим сетям от <_> и ТУ в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора.
Приказом от 10.12.2015 N 683 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 497/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 17.12.2015 о назначении дела N 497/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела - 12.02.2016.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 497/2015 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, с 05.01.2016 антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также установлению факта нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения таких дел.
В ходе рассмотрения дела N 497/2015 со стороны Заявителя не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности, приносящей доход.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 497/2015 Комиссий Краснодарского УФАС России установлены основания для передачи материалов дела N 497/2015 должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п.1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 497/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК-электросети".
Передать материалы дела N 497/2015 должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении АО "НЭСК-электросети" к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии Г.В. Цуканов-Лубяницкий
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июня 2016 г. N 497/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016