Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-99/2016 (опубликовано 17 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
в отсутствии:
- представителя заявителя: Аверьянова А.П., уведомленного надлежащем образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
в присутствии:
- представителей ответчика: ФГУП "Почта России" -"<_>",
рассмотрев жалобу Аверьянова А.П. на действия ФГУП "Почта России" в лице УФПС Оренбургской области филиала ФГУП "Почта России" при проведении запроса котировок (разработка рабочей документации, поставка, монтаж, пусконаладка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией при пожаре на объектах УФПС Оренбургской области (NSBR035-1606030022), установила:
В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ("<_>") Аверьянова А.П. ("<_>") (далее -заявитель) на действия ФГУП "Почта России" в лице УФПС Оренбургской области филиала ФГУП "Почта России" (г.Оренбург, ул. Кирова/пер. Соляной, д.18/15) (далее - ответчик, заказчик, организатор торгов) при проведении запроса котировок (разработка рабочей документации, поставка, монтаж, пусконаладка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией при пожаре на объектах УФПС Оренбургской области (NSBR035-1606030022).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.
В связи с поступлением жалобы Аверьянова А.П. Оренбургским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" заявителю и организатору торгов были направлены уведомления о приостановлении торгов ("<_>") до рассмотрения жалобы по существу, информация о жалобе размещена на официальном сайте Оренбургского УФАС России http://orenburg.fas.gov/ru/.
Из содержания жалобы заявителя следует:
Заказчик не разместил проектную документацию, в связи с этим невозможно установить обоснованную цену работ.
Представитель ответчика в ходе заседания Комиссии вменяемое нарушение не признал, с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, предоставил объяснение по жалобе ("<_>") и документы, затребованные уведомлением ("<_>") Оренбургского УФАС России. Также пояснил, что на основании пп.21.5.5 п.21.5 раздела 21 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утверждено"<_>" (далее - Положение о закупках), заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок не позднее, чем за два дня до даты окончания срока приема заявок.
На заседание Комиссии заказчиком был предоставлен скриншот с сайта электронной площадке об отмене данной закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Одним из основополагающих принципов закупки, которым руководствуется заказчик согласно п.1 ч.1 ст.3 Закона о закупках, является информационная открытость.
Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из содержания Документации о проведении запроса котировок (разработка рабочей документации, поставка, монтаж, пусконаладка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией при пожаре на объектах УФПС Оренбургской области), утвержденной"<_>" (далее - Документация запроса котировок) следует, что заказчик проводит закупку на разработку рабочей документации, поставку, монтаж, пуско-наладку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией при пожаре на объекте Орский почтамт УФПС Оренбургской области и Октябрьский почтамт Тюльганский производственный участок УФПС Оренбургской области.
В соответствии с ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Ответчик на заседание Комиссии пояснил, что по указанным объектам в Документации запроса котировок проектная документация зданий предусмотрена. Вместе с тем, проектная документация не была опубликована, так как технические и функциональные характеристики помещений данных зданий были указаны в Техническом задание Документации запроса котировок.
Комиссия установила, что в Техническом задании Документации запроса котировок указаны сведения об объектах, а именно:
1. Объект Орский почтамт УФПС Оренбургской области (48 помещений общей площадью 811,9 кв.м., высота 3,2 м., потолок более 0,75 м. высота более 0,40 м.);
2. Объект Октябрьский почтамт Тюльганский производственный участок УФПС Оренбургской области (14 помещений общей площадью 145 кв.м., высота 3 м., потолок более 0,75 м. высота более 0,40 м.).
Комиссия считает, что заказчик в Техническом задании Документации запроса котировок установил общие сведения на объекты, в связи с чем, указанные технические и функциональные характеристики объекта являются недостаточными и неконкретными. Кроме того, установление подобных характеристик ведет к неоднозначному пониманию и создает правовую неопределенность для потенциальных участников при формировании заявки в части предложения обоснованной стоимости работ по договору.
Таким образом, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к выводу, что при проведении данной закупки ФГУП "Почта России" были нарушены требования действующего законодательства, а именно п.1 ч.1 ст.3 и п.1 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц". В связи с тем, что данная закупка была отменена, предписание не выдавать.
В соответствии ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия установила, что в соответствии с п.27.1 раздела 27 Положения о закупках, заключение договора по итогам проведения процедур закупки осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные настоящим положением и условиями конкретной процедуры закупки.
Из содержания пп.21.10.3 и пп.21.10.4 п.21.10 раздела 21 Положения о закупках следует, что заказчик передает в течение 3 дней проект победителю, а победитель в течение 7 дней передает договор заказчику.
Комиссия приходит к выводу, что договор по итогам закупки может фактически заключен ранее 10 дневного срока.
Вместе с тем, в соответствии с ч.10 ст.3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган в соответствии с настоящим порядком допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указанный срок определен законодателем с учетом соблюдения баланса интересов сторон. При этом, если интересом заказчика и победителя торгов является как можно ско-рейшее заключение договора по результатам проведенных торгов, то интересом других участников торгов является наличие права на защиту своих интересов от возможных недобросовестных действий заказчика и победителя торгов.
Данное право участников на защиту выражено в возможности обратиться с за-явлением в административный (антимонопольный) орган для обжалования результатов торгов и защиты своих прав и законных интересов.
Десятидневный срок, с точки зрения соблюдения интересов победителя торгов, заказчика и участника торгов, обжалующего результаты торгов, является относительно коротким, чтобы повлечь негативные последствия для заказчика и побе-дителя торгов, оказать негативное воздействие на гражданский оборот, и достаточным для обжалования участниками торгов результатов торгов с целью защиты своих закон-ных прав и интересов.
На основании изложенного, ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции подразумевает возможность заинтересованных лиц (участников торгов) обратиться в течение данного десятидневного срока в антимонопольный орган для обжалования не-законных действий заказчика.
Следует подчеркнуть, что заключение договора с победителем ранее десяти дней лишает потенциального участника закупки возможности восстановить его законные права и интересы на участие в торгах, направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, Комиссия считает, что заключение договора между Организатором торгов и Победителем запроса предложений ранее 10 дней является нарушением требований ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение о закупках в части установления сроков заключения договора не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключени-ем случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь статьями 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ("<_>") Аверянова А.П. ("<_>") на действия ФГУП "Почта России" в лице УФПС Оренбургской области филиала ФГУП "Почта России" (г.Оренбург, ул. Кирова/пер. Соляной, д.18/15) при проведении запроса котировок (разработка рабочей документации, поставка, монтаж, пусконаладка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией при пожаре на объектах УФПС Оренбургской области (NSBR035-1606030022), обоснованной.
Выдать заказчику - ФГУП "Почта России" предписание о внесении изменений в Положение о закупках в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Предписание по делу N 07-16-99/2016
о совершении действий, направленных на устранение нарушения
порядка проведения торгов
"17" июня 2016 г. Оренбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (приказ Оренбургского УФАС России N12 от 14.01.2016 г.), в составе:
Председателя Комиссии -"<_>";
членов Комиссии: "<_>",
руководствуясь п. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135 "О защите конкуренции", на основании решения от 17 июня 2016 по делу N 07-16-99/2016, предписывает:
1. Заказчику - ФГУП "Почта России" совершить действия, направленные на устранение нарушения порядка проведения торгов в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предписания для чего: внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утверждено"<_>" в части установления условия о заключении договора с победителем торгов не ранее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информацион-но-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Председатель Комиссии "<_>"
Члены Комиссии "<_>"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-99/2016 (опубликовано 17 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016