Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 17 июня 2016 г. N 3432
резолютивная часть решения оглашена "16" июня 2016 года
решение в полном объеме изготовлено "17" июня 2016 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
<---->
Члены комиссии:
<---->
<---->
рассмотрев дело N 05-06-2/2016 по признакам нарушения Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ул.Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628012) и Окружным фондом развития жилищного строительства "Жилище" (ул.Ленина, 42, Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628012) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении дополнительного соглашения от 23.04.2014 г. к договору аренды земельного участка от 15.03.2011 N111060053 в соответствии с которым была изменена цель использования земельного участка,
в отсутствии на заседании представителя заявителя Ханты-Мансийкой межрайонной прокуратуры, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;
в присутствие на заседании представителя ответчика от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры <----> действующего на основании доверенности N13-Д-76 от 11.03.2015 г.;
в присутствие на заседании представителей ответчика от Окружного фонда развития жилищного строительства "Жилище" <----> действующего по доверенности от 26.05.2016 N36, <----> действующего по доверенности от 19.05.2016 г. N33,
в присутствие на заседании представителей лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Администрации города Ханты-Мансийска <----> действующего на основании доверенности N01-Исх-1771/15 от 16.10.2015 г., <----> действующей на основании доверенности б/н от 01.02.2016 г. установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступили заявление и материалы из Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) при заключении дополнительного соглашения от 23.04.2014 г. к договору аренды земельного участка от 15.03.2011 N111060053 с Окружным фондом развития жилищного строительства "Жилище" (далее - Фонд жилище).
По результатам рассмотрения заявления и материалов Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, Ханты-Мансийским УФАС России принято решение о возбуждении дела N 05-06-2/2016 по признакам нарушения Департаментом и Фондом жилище статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления от 05.02.2016 г. N11.
Определением о назначении дела N 05-06-2/2016 к рассмотрению (исх. N05-06/ТВ-907 от 20.02.2016 г.), рассмотрение дела назначено на 29.02.2016 г., у лиц, участвующих в деле истребованы необходимые документы и информация.
Определением об отложении рассмотрения дела N 05-06-2/2016 (исх. N05-06/ТВ-1735 от 01.04.2016 г.), к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями привлечена Администрация г.Ханты-Мансийска, рассмотрение дела назначено на 26.05.2016 г.
В связи с истечением 3-х месячного срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленного частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, на основании определения (исх.N05-06/ТВ-1736 от 01.04.2016 г.) срок рассмотрения дела N 05-06-2/2016 продлен до 20.11.2016 г.
Согласно письменным объяснениям Департамента, представленным при рассмотрении настоящего дела, на момент проведения аукциона и заключения договора аренды с Фондом жилище, земельный участок с кадастровым номером 86: 86:12:0000000:180 относился к зоне многофункционального назначения (ОДЗ 212) планировочного квартала 04:01:13 и имел основные виды разрешенного использования: 1) жилые дома усадебного типа; дома блокированной застройки, этажностью не более 3 этажей; 2) многоквартирные жилые дома, этажностью не более 7 этажей, что предусмотрено решением Думы города Ханты-Мансийска от 26.09.2008 N590 "О правилах землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска" (в ред. от 18.12.2009 N901).
22.04.2014 г. Администрацией г.Ханты-Мансийска издано постановление N309 которым утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона "Солдатское поле" в границах ул. Гагарина-Лермонтова г.Ханты-Мансийска, согласно которому в границах земельного участка с кадастровым номером 86: 86:12:0000000:180 распределен проектируемый жилищный фонд, включающий как малоэтажную многоквартирную застройку (1-3 этажей), так и среднеэтажную застройку (4-6 этажей).
Таким образом, по мнению Департамента, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, на момент проведения аукциона земельный участок уже имел разрешенный вид использования для среднеэтажной застройки (не более 7 этажей), в связи с чем, при заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не были нарушены требования Земельного кодекса РФ, а также нормы антимонопольного законодательства.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.
02.02.2011 г. Департаментом проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 86: 86:12:0000000:180, площадью 37 187 кв.м., расположенного в г.Ханты-Мансийск, ул. Рябиновая, предназначенный для комплексного освоения в целях малоэтажного строительства. По результатам проведенного аукциона между Департаментом и победителем аукциона - Фондом жилище заключен договор аренды земельного участка от 15.03.2011 г. (далее - Договор). Договор заключен на срок 5 лет с 15.03.2011 по 15.03.2016 г. Земельный участок передан по передаточному акту от 15.03.2011 г.
На основании заявления Фонда жилище (исх.N12157 от 23.04.2014 г.), направленного в адрес Департамента, между сторонами подписано дополнительное соглашение от 23.04.2014 г., которым в абзац второй пункта 1.1 Договора внесены изменения, позволяющие использовать земельный участок для комплексного освоения в целях как малоэтажного, так и среднеэтажного жилищного строительства.
Как следует из материалов дела, основанием для направления заявления Фондом жилище в адрес Департамента о внесении изменений в Договор, а также заключения дополнительного к нему соглашения, послужило постановление Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309, которым утвержден проект планировки и проекта межевания территории микрорайона "Солдатское поле" в границах улиц Гагарина-Лермонтова города Ханты-Мансийска" (далее - Постановление Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 85 Земельного Кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Решением Думы города Ханты-Мансийска "О правилах землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска" N590 от 26.09.2008 (далее - Правила землепользования) были установлены виды территориальных зон, расположенных на территории города Ханты-Мансийска: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственно-коммунальные зоны, зоны объектов инженерной инфраструктуры и т.д.
Согласно статье 21 Правил землепользования, градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства
Статьей 10 Правил землепользования определено, что виды разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные.
Применительно к каждой территориальной зоне установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что на момент проведения Департаментом аукциона и заключения Договора, земельный участок с кадастровым номером 86:12:0000000:180 относился к зоне многофункционального назначения (ОДЗ 212) планировочного квартала 04:01:13, имел основные виды разрешенного использования: 1) жилые дома усадебного типа; дома блокированной застройки, этажность не более 3 этажей; 2) многоквартирные жилы дома, этажностью не белее 7 этажей.
Постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309 утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона "Солдатское поле" в границах улиц Гагарина-Лермонтова города Ханты-Мансийска, согласно которому в границах земельного участка с кадастровым номером 86:12:0000000:180 распределен проектируемый жилищный фонд, включающий в себя как малоэтажную, так и среднеэтажную застройку.
Согласно указанному постановлению, общая площадь строительства первой очереди нового жилого фонда составляет 94,0 тыс. кв.м. В таблице N 1 Постановления Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309 приведено распределение проектируемого жилищного фонда, с указанием типа застройки, общей площади застройки в тыс. кв. м., а также указанием данной застройки в процентном выражении.
В соответствии с письмом Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г.Ханты-Мансийска (исх.N21-Исх-625/16 от 14.06.2016 г.), направленного по запросу в рамках настоящего дела, земельный участок с кадастровым номером 86:12:0000000:180, площадью 37 210 га входит в первую очередь строительства нового жилищного фонда.
Таким образом, данное обстоятельство свидетельствует о том, что строительство жилых домов Фондом жилище, должно было осуществляться в соответствии с новым проектом планировки и проектом межевания, утвержденного Постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309.
Согласно требованиям части 3 статьи 85 Земельного Кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, учитывая то, что проект планировки и проект межевания территории на которой расположен земельный участок с кадастровым номером 86:12:0000000:180 уточняющий типы и виды застройки, утвержден Постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска в 2014 году, т.е. после того когда был проведен аукцион и заключен контракт, то заключение соглашения от 23.04.2014 г. к Договору не противоречило требованиям статьи 85 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, то есть обязательным является наличие и доказанность волеизъявления двух сторон соглашения, как органа власти, так и хозяйствующего субъекта.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Совершение действий между Департаментом и Фондом жилище, связанных с заключением дополнительного соглашения от 23.04.2014 г. к Договору, были направлены на соблюдение требований Постановления Администрации г.Ханты-Мансийска от 22.04.2014 N309 которым утвержден новый проект планировки и проект межевания территории микрорайона "Солдатское поле", где фактически расположен земельный участок с кадастровым номером 86:12:0000000:180, находящийся у Фонда жилище по договору аренды.
Следовательно, заключение между Департаментом и Фондом жилище дополнительного соглашения от 23.04.2014 г. к Договору, по мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не может свидетельствовать о нарушении ответчиками по делу статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенной этой нормой.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России решила:
Рассмотрение дела N 05-06-2/2016 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Окружным фондом развития жилищного строительства "Жилище" статьи 16 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Председатель Комиссии <---->
Члены Комиссии: <---->
<---->
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 июня 2016 г. N 3432
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016