Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 7 апреля 2016 г. N 23
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Табулова Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 23 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ИП <__> признаков нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии ИП <__> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов было выявлено нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.
15 февраля 2016 года в г. Ставрополе по ул. 50 лет ВЛКСМ 2/1 на фасаде кафе "Кукуруза" был выявлен факт размещения наружной рекламы, связанной с продажей товаров дистанционным способом: "Доставка 22-12-12", без указания сведений о продавце таких товаров.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В данном случае продавцом товаров дистанционным способом является ИП <__>
На основании п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, отличительным признаком договора купли-продажи дистанционным способом является отсутствие прямого непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент заключения договора посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар; момент заключения такого договора не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, но определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
ИП <__> распространял рекламу товаров (продукты питания), продажа которых осуществляется дистанционным способом, при котором потребитель может заключить договор купли-продажи на основе ознакомления с товаром по телефону и приобрести его посредством заказа с помощью телефона.
Следовательно, договор с потребителем заключается в момент сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
Следует учитывать, что при такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 8 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", несет рекламодатель.
Рекламодателем спорной рекламы является ИП <__> (на основании договора субаренды N1 от 01.03.2015).
В ходе рассмотрения дела N 23 ИП <__> заявил, что нарушение рекламного законодательства было допущено из-за незнания Федерального закона "О рекламе". Реклама приведена в соответствие с требованиями рекламного законодательства.
ИП <__> не представил доказательств устранения нарушений Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, ИП <__> допущено нарушение статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившееся в распространении рекламы продажи товаров дистанционным способом, без указания сведений о продавце такого товара.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу "Доставка 22-12-12", распространенную ИП <__> поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ИП <__> предписание о прекращении нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 11.04.2016. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 апреля 2016 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 23.6.2016