Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
N 539 (опубликовано 30 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "27" июня 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" июня 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Видякин С.И. - руководитель Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии <> - представителя ФГБОУ ВО "НИ МГУ имени Н.П. Огарева" по доверенности (доверенность N 01-06-04/135 от 18.12.2015),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ООО "Джет Снаб" на действия заказчика ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Джет Снаб" (далее - ООО "Джет Снаб", Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" (далее также - ФГБОУ ВО "НИ МГУ им.
Н.П. Огарева", Заказчик) - при проведении открытого аукциона в электронной форме
N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, статья 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 17 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.
Из жалобы ООО "Джет Снаб" следует, что закупочной комиссией заказчика конкурсной процедуры - ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" в рамках проведения открытого аукциона в электронной форме (закупка N 8235 - ООО "РТС-тендер" https://223.rts-tender.ru) проведено рассмотрение первых частей заявок участников, по результатам которого ООО "Джет Снаб" было отказано в допуске к участию в торгах по следующим основаниям: "Предоставление недостоверных сведений (пункт 2.1.17.1 ДоЭА) - по показателю "Точность позиционирования" в заявке указано 1,0 мкм, в то время как согласно данных производителя данный показатель составляет 25 мкм (Скриншот 1)".
При этом в соответствии с "Положением о закупках товаров, работ услуг ФГБОУ ВПО МГУ им. Огарёва", пункт 4.2. - "не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке". Заказчик неправомерно ссылается на сведения, содержащиеся не в Заявке на участие в аукционе, предоставленной ООО "Джет Снаб", а на сведения, содержащиеся в сети Интернет.
Учитывая изложенное, Заявитель считает действия и выводы комиссии о предоставлении ООО "Джет Снаб" недостоверной информации незаконными.
Одновременноо ООО "Джет Снаб" указывает на то, что на официальном сайте производителя www.omax.com размещено извещение о том, что технические характеристики могут быть изменены без предварительного уведомления (Specifications subject to change without notice). Информация на сайте носит справочный характер и подлежит уточнению перед оформлением заказа для каждой конкретной технической конфигурации. Сведения, содержащиеся в сети Интернет, на которые ссылается Заказчик, не являются предложением - офертой, так как завод-изготовитель оставляет за собой право менять конструкцию, технические характеристики и комплектацию производимого технологического оборудования в соответствии с требованиями Заказчика. Несоответствие размещенной на сайте информации той, которая указана в заявке участника, нельзя считать доказательством наличия недостоверных сведений.
Предлагаемая ООО "Джет Снаб" "микропрецизионная установка гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов" ОМАХ 2652 полностью соответствует техническим требованиям Заказчика и требованиям аукционной документации.
Из объяснений от 24.06.2016 N 00-01/21 (вх. N 3263 от 24.06.2016), представленных ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" следует, что электронный аукцион на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов проводится ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарёва" на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке товаров, работ услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва" (далее - Положение о закупке).
ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарёва" не согласно с доводами жалобы ООО "Джет Снаб" по следующим причинам.
В доводах жалобы ООО "Джет Снаб" ссылается на пункт 4.2. Положения о закупке, в соответствии с которым не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Однако при проведении электронного аукциона оценка и сопоставление заявок на участие в закупке не осуществляются в принципе, критерии и порядок оценки не применяются.
Несоответствие информации об установке ОМАХ 2652, размещенной на сайте www.omax.com, и информации, указанной в первой части заявки на участие в аукционе, участник закупки объясняет тем, что согласно заявлению производителя технические характеристики модели ОМАХ 2652 могут быть изменены без предварительного уведомления (Specifications subject to change without notice) и тем, что "завод-изготовитель оставляет за собой право менять конструкцию, технические характеристики и комплектацию производимого технологического оборудования в соответствии с требованиями Заказчика". Однако характер и диапазон отличий, заключающихся в том, что на сайте в отношении установки ОМАХ 2652 указано наличие станины из металлических сварных конструкций и точность позиционирования детали при резке (Accuracy _0.001" (_0.025 mm) или 25 мкм), а в заявке участника ООО "Джет Снаб" указано наличие станины из минерального литья и точность позиционирования 1 мкм, позволяет судить о том, что речь идет о кардинальном отличии функциональных характеристик и потребительских свойств оборудования, о том, что оборудование, указанное на сайте производителя и оборудование, указанное в заявке, относятся к разным классам оборудования. Разумеется, оборудование с точностью позиционирования 25 мкм и 1 мкм существенно различается по стоимости. Все это позволяет сделать вывод о том, что одна и та же модель (установка ОМАХ 2652) не может изготавливаться с кардинальными вариациями, отличающимися в 25 раз, поэтому, участником закупки при подаче заявки осуществлена самовольная подмена комплектации технических характеристик для того, чтобы "подогнать" характеристики оборудования под требования документации об аукционе.
Замена станины из минерального литья на сварной вариант является существенным изменением конструкции, так как литая станина вследствие своей композиционной природы гасит не только постороннее вибрации вокруг работающей установки гидроабразивной резки (вибрации пола, фундамента здания, рядом расположенного работающего оборудования и т.д.), но и неизбежно возникающие собственные вибрации при давлении режущей струи воды с абразивом в 4000 атмосфер. Синергизм собственных и посторонних вибраций значительно ухудшают показатели точности при резке. Сварные конструкции не дают качественного поглощения вибраций, поэтому все виды машиностроительного прецизионного оборудования базируются на литых станинах: и токарные, и фрезерные, и шлифовальные и пр. Стоимость установок при использовании литых станин возрастает, но возрастает и точность обработки деталей: точность позиционирования в _ 0,001 мм позволяет достичь технологических допусков _ 0,01 мм. Сварные конструкции станин используют в промышленных установках гидроабразивной резки с рабочими полями резки, измеряемыми метрами, где точность позиционирования в 0,01?0,02 мм обеспечивает рез деталей с допуском 0,1-0,5 мм в зависимости от толщины разрезаемого материала. Такие допуски вполне допустимы при резке деталей машиностроительных каркасов, например, но не для данного случая.
Характеристика "точность позиционирования" является принципиально важной для заказчика.
Заказчик запрашивает "Микропрезиционную установку гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов" в рамках комплексного проекта "Создание высокотехнологичного производства сверхмощных приборов силовой электроники, обеспечивающих конкурентоспособность и импортозамещение в наукоемких областях промышленности, транспорта и энергетики" (Договор N 02.G25.31.0213 с Министерством образования и науки РФ). Термокомпенсаторы из высокопрочных композиционных материалов, являясь одним из ключевых элементов конструкции сверхмощных силовых полупроводниковых приборов, находятся в замкнутом металлокерамическом корпусе между кремниевым полупроводниковым элементом и медным основанием. Размерная цепь полупроводниковый элемент - термокомпенсатор - основание - металлокерамический корпус не позволяет использовать термокомпенсатор из композиционного материала с технологическим допуском выше +0 _ -0,01 мм (10 мкм). Такие требования к технологическому допуску возможно обеспечить лишь при точности позиционирования режущего оборудования не хуже 0,001 мм (1 мкм). Изделия силовой электроники не могут изготавливаться с допусками, принятыми при изготовлении каркасных деталей общего машиностроения, поскольку от точности изготовления элементов силового полупроводникового прибора зависят его функциональные характеристики.
Исходя из вышеизложенного, показатель "точность позиционирования" в 1 мкм, и обеспечивающая указанную точность станина из минерального литья являются принципиально важными для заказчика требованиями к оборудованию. Предлагаемая модель ОМАХ 2652 в базовой версии, описанной на сайте производителя, не обладает такими характеристиками, а изменение производителем технических характеристик указанной модели под требования Заказчика, о чем говорит в жалобе ООО "Джет Снаб", носит такой радикальный характер, что на практике это должно соответствовать принципиально иной модели оборудования другого класса и стоимости.
Исследовав жалобу, приложенные к ней материалы, объяснения, представленные ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева", выслушав представителя ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации об аукционе ООО "Джет Снаб" к заявке на участие в аукционе N 31603700294 приложило предложение участника закупки по предмету аукциона, в соответствии с которым показатель "Точность позиционирования" составляет 1,0 мкм, что соответствует Требованиям к закупаемой продукции, установленным в разделе 5 Технической документации Заказчика, являющейся неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе.
При этом статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия полагает, что заявка ООО "Джет Снаб" была отклонена Заказчиком необоснованно, поскольку аукционная комиссия безосновательно усомнилась в добросовестности участника аукциона и разумности его действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева", утвержденным приказом ректора 10 декабря 2013 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закреплены в пункте 2 Положения о закупке ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отклонив первую часть заявки ООО "Джет Снаб", аукционная комиссия ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 2.2 пункта 2 Положения о закупке.
Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 6 пункта 6.3 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1.1.8 Информационной карты открытого аукциона 100-процентная оплата производится по факту поставки в течение 10 банковских дней со дня приемки товаров.
В то же время в подпункте 3.1 пункта 3 проекта договора на поставку продукции, который также является неотъемлемой частью конкурсной документации, предусмотрен иной порядок оплаты, а именно: 30% - аванс в течение 10 банковских со дня выполнения Поставщиком условий, указанных в п. 12.3 или 12.4 настоящего Договора, 70% - по факту поставки в течение 10 банковских дней со дня приемки товаров, после подписания документов, указанных в п. 3.7-3.8 настоящего Договора.
Таким образом, в пункте 1.1.8 Информационной карты открытого аукциона, подпункте 3.1 пункта 3 проекта договора на поставку продукции в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках надлежащим образом не установлен порядок оплаты закупаемого товара.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Джет Снаб" обоснованной.
2. Признать действия организатора открытого аукциона в электронной форме
N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов, выразившиеся в ограничении допускак участию в закупке, нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 6 пункта 6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева".
3. Предписание не выдавать в связи с наличием предписания, выданного ранее по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Росмарк-Сталь".
Председатель Комиссии С.И. Видякин
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 539 (опубликовано 30 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016