Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
N 538 (опубликовано 30 июня 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "27" июня 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "30" июня 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Видякин С.И. - руководитель Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии <> - представителя ФГБОУ ВО "НИ МГУ имени Н.П. Огарева" по доверенности (доверенность N 01-06-04/135 от 18.12.2015),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ЗАО "Росмарк-Сталь" на действия заказчика ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" при проведении открытого аукциона в электронной форме N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба Закрытого акционерного общества "Росмарк-Сталь" (далее - ЗАО "Росмарк-Сталь", Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева" (далее также - ФГБОУ ВО "НИ МГУ им.Н.П. Огарева", Заказчик) - при проведении открытого аукциона в электронной форме N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, статья 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 17 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.
Из жалобы ЗАО "Росмарк-Сталь" следует, что заказчик - ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках) разместил извещение и документацию о проведении закупки в форме электронного аукциона, проводимого с целью определения поставщика и заключения с ним контракта на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов для ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. И.II. Огарёва" (N извещения 31603700294).
20.06.2016 был опубликован Протокол N 31603700294-1 (1014-1) от 17.06.2016 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, которым заявитель не допущен к участию в данном аукционе на основании того, что, по мнению Заказчика, в заявке ЗАО "Росмарк-Сталь" содержались недостоверные сведения, а именно: по показателю "Точность позиционирования" в заявке указано значение 1.0 мкм, в то время как по данным производителя (Water Jet Sweden (Швеция)) данный показатель составляет 10 мкм.
ЗАО "Росмарк-Сталь" в своей жалобе указывает на необоснованное и неправомерное отклонение Заказчиком первой части заявки заявителя, сообщая о том, что в обоснование недостоверности сведений, указанных ЗАО "Росмарк-Сталь", Заказчик приложил к протоколу N 31603700294-1 (1014-1) от 17.06.2016 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Скриншот 2, в котором показатель "Точность позиционирования" составляет 10 мкм.
Однако данный Скриншот 2 является частью Технико-коммерческого предложения ЗАО "Росмарк-Сталь" от 21.01.2014 г., которое не может служить обоснованием признания сведений, представленных в заявке, недостоверными, и отказа в допуске по пункту 2.1.17.1 Документации об электронном аукционе на основании следующего:
1. Срок действия данного Технико-коммерческого предложения от 21.01.2014 г. истек 22.02.2014 г.
2. ЗАО "Росмарк-Сталь" не направляло данное Технико-коммерческое предложение с заявкой при участии в закупке, а также не направляло его Заказчику ранее.
3. Заказчик самостоятельно не запрашивал данные напрямую у производителя.
4. В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации об аукционе ЗАО "Росмарк-Сталь" к заявке представило предложение участника закупки по предмету аукциона по форме раздела 7.3 Документации (Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора). В подпункте 6 пункта 1.1 части 1 Предложения ЗАО "Росмарк-Сталь" сведения по показателю "Точность позиционирования" указаны - "1,0 мкм", что соответствует Требованиям к закупаемой продукции, установленным в разделе 5 Технической документации Заказчика, являющейся неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе.
Дополнительно ЗАО "Росмарк-Сталь" направило заказчику - ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" - письмо Water Jet Sweden от 15.06.2016, которым компания-производитель удостоверяет возможность изготовить по требованию ЗАО "Росмарк-Сталь" установку гидроабразивной резки NCM 10 Micro, имеющую точность позиционирования 1,0 мкм.
Данное письмо, подтверждающее возможность ЗАО "Росмарк-Сталь" поставить микропрезиционную установку гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов соответствующую требованиям, указанным в заявке и конкурсной документации, было также представлено заявителем в Мордовское УФАС России, наряду с аналогичным письмом, адресованным в антимонопольный орган.
Из объяснений от 24.06.2016 N 00-01/22 (вх. N 3270 от 27.06.2016), представленных ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" следует, что электронный аукцион на поставку микропрецизионной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов проводится ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарёва" на основании Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положения о закупке товаров, работ услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва" (далее - Положение о закупке).
ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарёва" не согласно с доводами жалобы
ЗАО "Росмарк-Сталь" по следующим причинам.
Несоответствие информации об установке NCM 10 Micro, ранее размещенной ЗАО "Росмарк-Сталь", и информации, указанной в первой части заявки на участие в аукционе, участник закупки объясняет тем, что согласно заявлению производителя технические характеристики модели NCM 10 Micro могут по показателю точность позиционирования варьироваться от 10 мкм до 1 мкм. Однако характер и диапазон отличий, заключающихся в том, что в ранее размещенной ЗАО "Росмарк-Сталь" информации в отношении установки NCM 10 Micro указано наличие станины из металлических сварных конструкций и точность позиционирования детали при резке (_0.01 мм или 10 мкм), а в заявке участника ЗАО "Росмарк-Сталь" указано наличие станины из минерального литья и точность позиционирования 1 мкм, позволяет судить о том, что речь идет о кардинальном отличии функциональных характеристик и потребительских свойств оборудования, о том, что оборудование, указанное в ранее размещенной ЗАО "Росмарк-Сталь" информации и оборудование, указанное в заявке, относятся к разным классам оборудования. Разумеется, оборудование с точностью позиционирования 10 мкм и 1 мкм существенно различается по стоимости. Все это позволяет сделать вывод о том, что одна и та же модель (установка NCM 10 Micro) не может изготавливаться с кардинальными вариациями, отличающимися в 10 раз, поэтому, по мнению заказчика, участником закупки при подаче заявки осуществлена самовольная подмена комплектации технических характеристик для того, чтобы "подогнать" характеристики оборудования под требования документации об аукционе.
Замена станины из минерального литья на сварной вариант является существенным изменением конструкции, так как литая станина вследствие своей композиционной природы гасит не только посторонние вибрации вокруг работающей установки гидроабразивной резки (вибрации пола, фундамента здания, рядом расположенного работающего оборудования и т.д.), но и неизбежно возникающие собственные вибрации при давлении режущей струи воды с абразивом в 4000 атмосфер. Синергизм собственных и посторонних вибраций значительно ухудшают показатели точности при резке. Сварные конструкции не дают качественного поглощения вибраций, поэтому все виды машиностроительного презиционного оборудования базируются на литых станинах: и токарные, и фрезерные, и шлифовальные и прочие. Стоимость установок при использовании литых станин возрастает, но возрастает и точность обработки деталей: точность позиционирования в _ 0,001 мм позволяет достичь технологических допусков _ 0,01 мм. Сварные конструкции станин используют в промышленных установках гидроабразивной резки с рабочими полями резки, измеряемыми метрами, где точность позиционирования в 0,01?0,02 мм обеспечивает рез деталей с допуском 0,1-0,5 мм в зависимости от толщины разрезаемого материала. Такие допуски вполне допустимы при резке деталей машиностроительных каркасов, например, но не для данного случая.
Характеристика "точность позиционирования" является принципиально важной для заказчика.
Заказчик запрашивает "Микропрезиционную установку гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов" в рамках комплексного проекта "Создание высокотехнологичного производства сверхмощных приборов силовой электроники, обеспечивающих конкурентоспособность и импортозамещение в наукоемких областях промышленности, транспорта и энергетики" (Договор N 02.G25.31.0213 с Министерством образования и науки РФ). Термокомпенсаторы из высокопрочных композиционных материалов, являясь одним из ключевых элементов конструкции сверхмощных силовых полупроводниковых приборов, находятся в замкнутом металлокерамическом корпусе между кремниевым полупроводниковым элементом и медным основанием. Размерная цепь полупроводниковый элемент - термокомпенсатор - основание - металлокерамический корпус не позволяет использовать термокомпенсатор из композиционного материала с технологическим допуском выше +0 ? -0,01 мм (10 мкм). Такие требования к технологическому допуску возможно обеспечить лишь при точности позиционирования режущего оборудования не хуже 0,001 мм (1мкм). Изделия силовой электроники не могут изготавливаться с допусками, принятыми при изготовлении каркасных деталей общего машиностроения, поскольку от точности изготовления элементов силового полупроводникового прибора зависят его функциональные характеристики. Таким образом, показатель "точность позиционирования" в 1 мкм и обеспечивающая указанную точность станина из минерального литья являются принципиально важными для заказчика требованиями к оборудованию. Предлагаемая модель NCM 10 Micro в базовой версии, описанной в ранее размещенной ЗАО "Росмарк-Сталь" информации, не обладает такими характеристиками, а изменение производителем технических характеристик указанной модели под требования Заказчика, о чем говорит в жалобе ЗАО "Росмарк- Сталь", носит такой радикальный характер, что на практике это должно соответствовать принципиально иной модели оборудования другого класса и стоимости. Это, по мнению ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева, опровергает доводы, изложенные в жалобе ЗАО "Росмарк-Сталь".
Исследовав жалобу, приложенные к ней документы, объяснения, представленные ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева", выслушав представителя ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Документации об аукционе ЗАО "Росмарк-Сталь" к заявке на участие в аукционе N 31603700294 приложило предложение участника закупки по предмету аукциона по форме раздела 7.3 Документации (Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара и иные предложения об условиях исполнения договора). В подпункте 6 пункта 1.1 части 1 Предложения ЗАО "Росмарк-Сталь" сведения по показателю "Точность позиционирования" указаны - "1,0 мкм", что соответствует Требованиям к закупаемой продукции, установленным в разделе 5 Технической документации Заказчика, являющейся неотъемлемой частью Документации об электронном аукционе.
Дополнительно заказчику было направлено письмо Water Jet Sweden от 15.06.2016, которым компания-производитель удостоверяет возможность изготовить по требованию ЗАО "Росмарк-Сталь" установку гидроабразивной резки NCM 10 Micro, имеющую точность позиционирования 1,0 мкм.
При этом статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается презумпция разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия полагает, что заявка ЗАО "Росмарк-Сталь" была отклонена Заказчиком необоснованно, поскольку аукционная комиссия безосновательно усомнилась в добросовестности участника аукциона и разумности его действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева", утвержденным приказом ректора 10 декабря 2013 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г.
N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закреплены в пункте 2 Положения о закупке ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отклонив первую часть заявки "Росмарк-Сталь", аукционная комиссия ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" нарушила требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 2.2 пункта 2 Положения о закупке.
Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках, подпункта 6 пункта 6.3 Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1.1.8 Информационной карты открытого аукциона 100-процентная оплата производится по факту поставки в течение 10 банковских дней со дня приемки товаров.
В то же время в подпункте 3.1 пункта 3 проекта договора на поставку продукции, который также является неотъемлемой частью конкурсной документации, предусмотрен иной порядок оплаты, а именно: 30% - аванс в течение 10 банковских со дня выполнения Поставщиком условий, указанных в п. 12.3 или 12.4 настоящего Договора, 70% - по факту поставки в течение 10 банковских дней со дня приемки товаров, после подписания документов, указанных в п. 3.7-3.8 настоящего Договора.
Таким образом, в пункте 1.1.8 Информационной карты открытого аукциона, подпункте 3.1 пункта 3 проекта договора на поставку продукции в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках надлежащим образом не установлен порядок оплаты закупаемого товара.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Росмарк-Сталь" обоснованной.
2. Признать действия организатора открытого аукциона в электронной форме
N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов, выразившиеся в ограничении допуска к участию в закупке, нарушением пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 6 пункта 6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева".
3. Выдать ФГБОУ ВО "НИ МГУ им. Н.П. Огарева" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства путем аннулирования торгов.
Председатель Комиссии С.И. Видякин
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
30 июня 2016 года г. Саранск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии - Видякин С.И. -руководитель Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Сабурова Н.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти на основании своего решения N___ от 30 июня 2016 года, принятого по результатам рассмотрения жалобы ЗАО "Росмарк-Сталь" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ФГБОУ ВО "НИ МГУ имени Н.П. Огарева" устранить нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 6 пункта 6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева" путем аннулирования торгов (открытый аукцион в электронной форме N 31603700294 на поставку микропрезиционной установки гидроабразивной резки пластин термокомпенсаторов из высокопрочных композиционных материалов.
2. Предписание надлежит исполнить до 15 июля 2016 года и до 20 июля 2016 года направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Председатель Комиссии С.И. Видякин
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
Н.В. Сабурова
А.А. Семенова
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия N 538 (опубликовано 30 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016