Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 3627/03 (опубликовано 29 июня 2016 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело заявление Мартынова Владимира Андреевича (далее - Заявитель) о нарушении законодательства о рекламе при распространении на его телефонный номер (оператор связи - АО "МТС") 23.04.2016 в 11:32 рекламного смс-сообщения следующего содержания: "Купите BMW 3 и 5 серии от оф. дилера. Выгода от 850000р! +74995155697", без предварительного согласия абонента. Как следует из сообщения, его отправителем является телефонный номер +79503134512 (номер СМС-центра +79043490003) (далее - Заявление).
В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.
В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение.
Согласно письму ФАС России N АК/43077/13 от 31.10.2013 (далее - Письмо ФАС России), поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:
"Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи".
С целью полного, всестороннего и объективного рассмотрения Заявления Новгородским УФАС России были сделаны запросы Заявителю о представлении согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях (согласие антимонопольному органу, а именно Новгородскому УФАС России, на получение доступа к данным, содержащим персональные данные по телефонному номеру (исх. N 2813/03 от 17.05.2016, N 3286/03 от 14.06.2016 (повторно) Новгородского УФАС России; срок исполнения - до 31.05.2016, до 23.06.2016 соответственно) (далее - Запросы).
Указанные Запросы в соответстви с информацией официального сайта ФГУП "Почта России" в сети "Интернет" Заявителем были получены (24.05.2016 и 20.06.2016).
В ответ на Запросы от Заявителя поступила информация о наличии в Заявлении детализации вызовов и СМС-сообщений абонентского номера Заявителя, полученной им от оператора телефонной связи.
Согласие Заявителя на получение информации о его телефонных соединениях (согласие антимонопольному органу, а именно Новгородскому УФАС России, на получение доступа к данным, содержащим персональные данные по телефонному номеру им представлено не было.
Необходимо отметить, что Заявителем детализация вызовов и СМС-сообщений абонентского номера к Заявлению действительно приложена.
Однако, в соответствии с Письмом ФАС России, антимонопольный орган при рассмотрении заявления обязан установить факт наличия или отсутствия согласия абонента на получение нежелательного СМС-сообщения.
Данной информацией обладает оператор связи. Из Письма ФАС России следует, что поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем
Соответственно, в установленные в Запросах сроки Мартынов Владимир Андреевич вышеуказанную информацию в Новгородское УФАС России не представил.
Из представленной Заявителем детализации вызовов и СМС-сообщений абонентского номера установить факт наличия или отсутствия согласия абонента на получение нежелательного СМС-сообщения невозможно.
Таким образом, в связи с отсутствием в Заявлении согласия гражданина (Заявителя) на получение информации о его телефонных соединениях, рассмотреть Заявление на предмет наличия в нем фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, по существу не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь подпунктом "б" пункта 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, пунктами 3.17, 3.18 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Новгородское УФАС России информирует Вас об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по указанному в Заявлении факту.
Руководитель Управления,
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Петров Дмитрий Александрович
(816 2) 73 88 00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 3627/03 (опубликовано 29 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.6.2016