Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 1 июля 2016 г. N 06-11/16ТА
г. Якутск резолютивная часть оглашена "28" июня 2016 года
изготовлено в полном объеме "01" июля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб (далее также - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ариель" (далее также - заявитель, Общество, ООО "Ариель"): <_> (генеральный директор);
от заказчика и закупочной комиссии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" (далее также - заказчик, ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова", Университет, закупочная комиссия): <_> <_> (представители по доверенностям);
при участии представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Ариель" на действия закупочной комиссии ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" при проведении запроса цен в электронной форме на оказание прачеченых услуг по общежитиям студгородка СВФУ на время проведения VI МСИ "Дети Азии" (извещение N 31603739304), в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), а также осуществив внеплановую проверку размещения закупки, установила:
17 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Ариель" на действия закупочной комиссии ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" при проведении запроса цен в электронной форме на оказание прачеченых услуг по общежитиям студгородка СВФУ на время проведения VI МСИ "Дети Азии" (извещение N 31603739304).
Информация о поступлении жалобы в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) http://sakha.fas.gov.ru/news.
В ходе рассмотрения дела заявителем были приведены следующие доводы.
Заявителем обжалуется решение закупочной комиссией о признании заявки заявителя не соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией, по тому основанию, что заявителем в своей заявке был указан следующий срок оказания услуг: 31 декабря 2016 года.
Данный срок был указан заявителем в своей заявке ввиду введения в заблуждение положениями закупочной документации, между тем, заявитель готов оказать услуги до 17 июля 2016 года.
Прилагает заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) по материалам жалобы ООО "Ариель" от 20 июня 2016 года (вх. N 14-00047-ОБ).
В ходе рассмотрения дела представители ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" пояснили, что раздел II закупочной документации определяет порядок и правила подготовки и оформления участниками заявок. В соответствии с пунктом 4.1 части 4 раздела II закупочной документации заявка, представляемая участником, должна содержать сведения и документы, указанные в разделе III "Информационная карта" закупочной документации, в том числе срок (начало, окончание) оказания услуг: с 05 июля по 17 июля 2016 года.
Закупочная комиссия при принятии решения руководствовалась пп. 4 п. 7.4 ч. 7 закупочной документации: несоответствие заявки на участие в закупке требованиям пункта 4 технического задания (срок оказания услуг).
Разделом III "Информационная карта" закупочной документации предусмотрено, что услуги оказываются с 5 по 17 июля 2016 года.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
03 июня 2016 года ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки ЭТП СВФУ были размещены извещение N 31603739304 о проведении запроса цен в электронной форме на оказание прачеченых услуг по общежитиям студгородка СВФУ на время проведения VI МСИ "Дети Азии" и закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 838 368,00 руб.
10 июня 2016 года проведена процедура вскрытия заявок на участие в запросе цен в электронной форме, о чем составлен протокол N ЗЦЭФ - 31603739304-1. Согласно указанному протоколу до срока окончания подачи заявок на участие в закупке поступили 2 (две) заявки с номерами 1, 2 (ООО "Ариель").
14 июня 2016 года проведена процедура рассмотрения заявок на участие в запросе цен в электронной форме, о чем составлен протокол N ЗЦЭФ - 31603739304-2. Согласно указанному протоколу закупочная комиссия приняла решение о признании заявки с номером 1 соответствующей требованиям закупочной документации и заявки с номером 2 (ООО "Ариель") не соответствующей требованиям закупочной документации.
Запрос цен в электронной форме признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с чч. 11, 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия антимонопольного органа считает жалобу ООО "Ариель" обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует действия закупочной комиссии в части признания заявки заявителя не соответствующей требованиям закупочной документации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе цен в электронной форме N ЗЦЭФ - 31603739304-2 от 14 июня 2016 года заявка с номером 2 (ООО "Ариель") признана не соответствующей требованиям, установленным в закупочной документации, по следующему основанию: "Отклонить заявку ООО "Ариель" согласно п. 2 ст. 66 Положения о закупках СВФУ (не соответствует срок оказания услуг)".
Предметом закупки является оказание прачеченых услуг по общежитиям студгородка СВФУ на время проведения VI МСИ "Дети Азии"
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Закон о закупках, Закон 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение.
В материалы дела заказчиком была представлена копия Положения о закупках ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова", утвержденного Наблюдательным советом СВФУ (протокол N 14 от 24 мая 2013 года), с изменениями, утвержденными протоколом Наблюдательного совета СФВУ от 11.03.2015 г. N 20 (далее также - Положение о закупках).
Пунктом 2 статьи 66 главы 5 "Закупка путем проведения запроса цен" раздела III "Способы закупок" Положения о закупках установлено следующее:
"В рамках отбора закупочная комиссия проверяет поданные заявки на соответствие установленным требованиям и условиям извещения о проведении запроса цен документации о закупке.
В случае, если заявка участника запроса цен или сам участник не отвечают какому-либо из установленных требований, его заявка отклоняется.
В случае, если заявка участника и сам участник соответствует всем вышеуказанным требованиям, данный участник допускается к участию в запросе цен и признается участником соответствующей закупочной процедуры, при этом его заявка подлежит обязательной дальнейшей оценке".
Частью 6 статьи 3 Закона 223-ФЗ установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В материалы дела заказчиком была представлена копия документации о проведении закупки в электронной форме на право заключения договора на "ОКАЗАНИЕ ПРАЧЕЧЕНЫХ УСЛУГ ПО ОБЩЕЖИТИЯМ СТУДГОРОДКА СВФУ НА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ VI МСИ "ДЕТИ АЗИИ" N 119 от 3 июня 2016 года (далее также - закупочная документация).
Также данная закупочная документация размещена на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Подпунктом 4.1 пункта 4 раздела II "Инструкция участникам" закупочной документации установлено следующее:
"Заявка, которую представляет Участник в соответствии с настоящей документацией о закупке, должна:
- быть подготовлена по формам Раздела V документации о закупке:
- содержать сведения и документы, указанные в Информационной карте".
Пунктом 12 "Перечень представляемых Участником документов" раздела III "Информационная карта" закупочной документации установлено следующее:
"1) Письмо о подаче оферты (Форма N 1);
2) Коммерческое предложение (Форма N 2);
3) Сведения об Участнике (Форма N 3);
4) Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени Участника действует иное лицо, заявка должна содержать доверенность (Форма N 4) на осуществление действий от имени заверенную печатью Участника и подписанную руководителем Участника (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
5) Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (разрешительная документация: лицензия, свидетельства, разрешения, приложения к указанным документам и др.)".
Таким образом, участники закупки подают заявки на участие в запросе цен в соответствии с положениями пункта 12 "Перечень представляемых Участником документов" раздела III "Информационная карта" закупочной документации.
Между тем, вышеуказанным пунктом, а также документами, указанными в вышеуказанном пункте, не предусмотрено требование об указании в заявке на участие в запросе цен срока оказания услуг, следовательно, признание заявок участников закупки не соответствующими требованиям закупочной документации по тому основанию, что в заявке указан неверный срок оказания услуг, неправомерно.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 3 Закона 223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
Таким образом, в силу пункта 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках запрещается предъявлять к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.
Часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с пунктом 4 раздела III "Информационная карта" закупочной документации способом данной закупки является запрос цен в электронной форме.
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Из материалов дела установлено, что пункты 3.1, 3.2 раздел IV "Проект договора" закупочной документации содержат следующее:
"3.1. Срок начала оказания услуг устанавливается с момента заключения настоящего Договора.
3.2. Продолжительность услуг: до 31 декабря 2016 года".
Вместе с тем, разделом III "Информационная карта" закупочной документации установлено следующее:
Срок (начало, окончание) оказания услуг |
с 5 по 17 июля 2016 года |
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика пояснено, что услуги оказываются с 05 по 17 июля 2016 года, что также предусмотрено техническим заданием закупочной документации.
Между тем, положениями закупочной документации не установлен приоритет раздела III "Информационная карта" и технического задания закупочной документации, следовательно, в данном случае имеются разночтения в закупочной документации.
Следовательно, заказчиком нарушен пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, закупочная комиссия заказчика нарушила пункт 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Жалоба ООО "Ариель" подлежит признанию обоснованной.
Как следует из пояснения представителей заказчика, потребность в предмете закупки присутствует, экономия бюджета в 300 000 рублей (разница между ценовыми предложениями участников закупки) является существенной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб, решила:
1. Признать жалобу ООО "Ариель" на действия закупочной комиссии ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" при проведении запроса цен в электронной форме на оказание прачеченых услуг по общежитиям студгородка СВФУ на время проведения VI МСИ "Дети Азии" (извещение N 31603739304) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию заказчика ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" нарушившей пункт 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Признать заказчика ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" нарушившим пункт 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Выдать закупочной комиссии заказчика ФГАОУ ВПО "СВФУ им. М.К. Аммосова" предписание об устранении допущенного нарушения.
5. В сроки, установленные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об устранении допущенного нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 июля 2016 г. N 06-11/16ТА
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016