Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 27 июня 2016 г. N Т16/92
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
главного специалиста-эксперта Кокарева Н.В.,
специалиста-эксперта Чикунова Р.А.,
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дело N Т16/92 по жалобе ООО "Глобус" на действия МАОУ "Новоселезневская СОШ" (далее также - заказчик, организатор закупки) при проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ" (извещение N 31603708616),
в присутствии представителей ответчика - МАОУ "Новоселезневская СОШ" - /////////////////, /////////////////////////////////,
в отсутствии представителя заявителя - ООО "Глобус", надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела, установила:
В Тюменское УФАС России 17.06.2016 поступила жалоба ООО "Глобус" на действия МАОУ "Новоселезневская СОШ" при проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ" (извещение N 31603708616).
По мнению заявителя, заказчик незаконно отклонил от участия в закупке заявку общества на основании того, что к ней не была приложена копия свидетельства о допуске к работам, являющихся предметом закупки, выданного саморегулируемой организацией. С указанным основанием отклонения заявки ООО "Глобус" не согласно, т.к для выполнения ремонтных работ, обозначенных в описании предмета закупке, наличие указанного свидетельства не требуется.
Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.
В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенной закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которым заявка общества была правомерно отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также документацией о закупке. Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что в составе заявки ООО "Глобус" отсутствовала копия действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, а также заверенная копия свидетельства ИНН, полученного обществом в налоговом органе.
Согласно Протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 09.06.2016 N 31603708616 заявка ООО "Глобус" была отклонена от участия в закупке по вышеизложенным основаниям.
Комиссия, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 23.12.2015 наблюдательным советом МАОУ "Новоселезневская СОШ" во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд МАОУ "Новоселезневская СОШ" Казанского муниципального района Тюменской области (протокол заседания наблюдательного совета от 23.12.2015 N 6).
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность МАОУ "Новоселезневская СОШ" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Комиссией также установлено, что 31.05.2016 (МСК+2) заказчиком извещением N 31603708616 на официальном сайте www: zakupki.gov.ru объявлено о проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ".
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 08.06.2016) на участие в указанном запросе котировок поступило 4 (четыре) заявки, в том числе и от ООО "Глобус".
09.06.2016 комиссия по проведению закупок рассмотрела заявки, поступившие на участие в ней на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в документации, по результатам чего был составлен протокол N 31603708616 от 09.06.2016.
Как усматривается из содержания указанного протокола, заявка ООО "Глобус" единогласным решением комиссии была отклонена по основанию не соответствия заявки общества требованиям закупочной документации (отсутствует заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (свидетельство о получении ИНН), а также копия свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией).
Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного запроса цен, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно п. 4.2 Положения о закупке документация о закупке включает в себя:
- извещение о закупке, согласно требованиям части 9 статьи 4 Федерального закона;
- документацию о технической составляющей закупки, в том числе: техническое задание, обеспечивающее полное и всестороннее описание требований к качеству, техническим (функциональным) характеристикам Продукции, дополнительные требования, из которых следует однозначное определение соответствия продукции нуждам Заказчика.
В соответствии с п. 4.3 Положения о закупке типовые формы документации о закупке разрабатываются индивидуально к каждой закупке.
Частью 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Из анализа Положения о закупке МАОУ "Новоселезневская СОШ", представленного заказчиком в материалы дела, Комиссией установлено, что указанное Положение о закупке не содержит в себе требования, предъявляемые к участникам закупки, в т.ч запросу котировок, содержанию документов, представляемых в составе их заявок, основания для отклонения данных заявок.
Вместе с тем, п. 14.1 закупочной документации установлен перечень документов, представляемых участниками закупки в состав заявки, среди которых:
1) копии учредительных документов;
2) заверенные копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе;
3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки;
4) оригинал или нотариально заверенную копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении настоящего запроса котировок (для юридических лиц);
5) оригинал или нотариально заверенную копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении настоящего запроса котировок (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц);
6) копия действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со ст 55.8 ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, которое должно содержать допуск к видам работ согласно локальному сметному расчету.
В соответствии с закупочной документацией заказчик не рассматривает и отклоняет заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о запросе котировок (в том числе отсутствуют необходимые документы), или предложенная цена Товара превышает максимальную цену заказа.
09.06.2016 закупочной комиссией была проведена процедура вскрытия конвертов и рассмотрения заявок, поступивших на участие в запросе котировок, по результатам которой заявка ООО "Глобус" была отклонена, в т.ч на основании того, что в ее составе отсутствовала копия действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.
По причине того, что Положение о закупке не содержит норм, предъявляющих требования к составу документов, прилагаемых в состав заявки участников, а также основания для отклонения указанных заявок, то соответственно заказчик неправомерно установил в закупочной документации требования к составу документов, входящих в состав заявки и основания для отклонения заявок, в отсутствии таких норм в Положении о закупке., что является нарушением ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Так, Законом о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, то включение заказчиком в закупочную документацию требования о предоставлении участниками в составе заявки определенных документов, а также оснований для отклонения заявки от участия в закупке, в отсутствие таких норм в Положении о закупке, является прямым нарушением ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что у заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ООО "Глобус" от участия в оспариваемом запросе котировок.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Так, в качестве оспариваемого обществом основания отклонения его заявки закупочной комиссией от запроса котировок послужило то, что в ее состав не была приложена копия действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень N 624).
Из анализа локального сметного расчета ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ", утв. директором МАОУ "Новоселезневской СОШ" и являющегося приложением к закупочной документации установлено, что в перечень ремонтных работ помещения в частности входят работы, не включенные в Перечень N 624, а именно: сантехнические работы по замене сантехнике, ремонт полового покрытия, замена дверных проемом, замена розеток.
Соответственно, заказчик необоснованно предъявил к участникам закупки требование о представлении в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации, поскольку характер выполняемых работ не свидетельствует, что таковые работы влияют на безопасность объекта и включены в Перечень N 624.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отобразить в настоящем решении тот факт, что при проведении оспариваемой закупки заказчик в закупочной документации не указал требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, что свидетельствует о нарушении последним п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Глобус" на действия МАОУ "Новоселезневская СОШ" при проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ" (извещение N 31603708616) обоснованной.
2. Признать в действиях МАОУ "Новоселезневская СОШ" и констатировать нарушение ч. 2 ст. 2, пп. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
2. Выдать МАОУ "Новоселезневская СОШ" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 3160370816 от 09.06.2016 и внесение изменений закупочную документацию в соответствии с Положением о закупке и требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии: Н.В. Кокарев
Р.А. Чикунов
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N Т16/92
27.06.2016 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии: |
Верзун Ю.Д.
|
- начальник отдела, |
|
Члены комиссии: |
Кокарев Н.В.
Чикунов Р.А |
- главный специалист-эксперт,
- специалист-эксперт, |
|
|
|
|
|
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 27.06.2016 по делу N Т16/92 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Глобус" на действия МАОУ "Новоселезневская СОШ" при проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ столовой в Малоченчерской начальной общеобразовательной школе - филиале МАОУ "Новоселезневская СОШ" (извещение N 31603708616), предписывает:
1. МАОУ "Новоселезневская СОШ" в срок до 08.07.2016 устранить нарушение ч. 2 ст. 2, пп. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" путем отмены протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 3160370816 от 09.06.2016 и внесение изменений закупочную документацию в соответствии с Положением о закупке и требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии: Н.В. Кокарев
Р.А. Чикунов
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 июня 2016 г. N Т16/92
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016