Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 22 июня 2016 г. N 04-05/2992
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Якимова П.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителя от:
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 01.04.2016 N 02-Д);
Заказчик, Заявитель надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на заседание Комиссии Архангельского УФАС России не направили. установила:
15 июня 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ГОССНАБ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного казенного учреждения Архангельской области "Автопарк администрации Архангельской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0124200000616003095).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика в связи с описанием в документации об аукционе объекта закупки не в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе". Заявитель в жалобе указывает на то, что включение в документацию об аукционе указания на страны производства автозапчастей (Япония, Чехия, США, Корея, Германия) ущемляет права и интересы ООО "ГОССНАБ" не только как участника заказа, но и как представителя завода другой страны; создавая преимущественные условия для определенных производителей, указанных в документации об аукционе. По мнению Заявителя, указание на производителя или торговую марку ставит поставщиков и производителей в неравные условия, ограничивает равноправие, справедливость, приводит к дискриминации, нарушая тем самым положения статьи 8 ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик в письме от 21.06.2016 N 146 пояснил, что причиной закупки запасных частей с указанными характеристиками является полная совместимость с имеющимися у Заказчика транспортными средствами; тем самым Заказчик продлевает срок их службы, а также исключает возможность поставки запасных частей ненадлежащего качества.
Уполномоченный орган - контрактное агентство Архангельской области (далее - Уполномоченный орган) предоставил письменные объяснения по жалобе в письме от 21.06.2016 N 314-05-621, отметив, что документация об аукционе разработана на основе заявки Заказчика, требования к запасным частям для автомобилей установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не нарушают положений пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
09.06.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000616003095 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для автомобилей (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 329 230,30 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Часть 2 статьи 8 ФЗ "О контрактной системе содержит положение о том, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" определены правила описания в документации о закупке объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла вышеуказанных норм ФЗ "О контрактной системе следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учётом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено прямое исключение: при описании объекта закупки в документацию о закупке не включаются слова "или эквивалент" в случае закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению и документации об аукционе объектом закупки является поставка запасных частей для автомобилей.
Часть 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены наименование и описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)), количество товара (далее - таблица):
N п/п |
Наименование товара, функциональные, технические, качественные характеристики |
Номер по каталогу |
Страна производства |
Кол-во |
||
|
|
Тoyota Camry (2007 г.в.) JTNBE40K603130782 |
||||
1 |
Приводной ремень генератора |
9091602652 |
Япония |
1 шт. |
||
|
|
Toyota Camry (2008 г.в.) JTNBE40K703168120 |
||||
1 |
Стойка заднего стабилизатора |
48830-33040 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Комплект колодок ручного тормоза |
46590-33020 |
Япония |
1 комплект |
||
3 |
Шлейф рулевой колонки |
84306-48030 |
Япония |
1 шт. |
||
4 |
Щит стояночного тормозного механизма (задний левый) |
4650433080 |
Япония |
1 шт. |
||
5 |
Щит стояночного тормозного механизма (задний правый) |
4650333080 |
Япония |
1 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2006 г.в.) NMTBZ28E50R160929 |
||||
1 |
Диск тормозной передний |
43512-02071 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Диск тормозной задний |
42431-02070 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2013 г.в.) NMTBB9JE20R010445 |
||||
1 |
Передняя опора двигателя |
12361-0Т180 |
Япония |
1 шт. |
||
2 |
Правая опора двигателя |
12305-0Т150 |
Япония |
1 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2011 г.в.) JTNBV58E30J132327 |
||||
1 |
Подшипник передней ступицы |
43550-42010 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2011 г.в.) JTNBV58E80J132341 |
||||
1 |
Горловина топливного бака |
77201-12790 |
Япония |
1 шт. |
||
2 |
Передний стабилизатор поперечной устойчивости |
48811-12А10 |
Япония |
1 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2013 г.в.) NMTBB9JEX0R010418 |
||||
1 |
Диск тормозной передний |
43512-02330 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Диск тормозной задний |
42431-02170 |
|
2 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2011 г.в.) JTNBV58EX0J131613 |
||||
1 |
Диск тормозной передний |
43512-12670 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Диск тормозной задний |
42431-12260 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Toyota Corolla (2011 г.в.) JTNBV58E80J131609 |
||||
1 |
Диск тормозной передний |
43512-12670 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Диск тормозной задний |
42431-12260 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Toyota LC 100 (2006 г.в.) JTEHC05J604034931 |
||||
1 |
Шрус наружный Toyota LAND CRUISER 100 |
43430-60040 |
Япония |
1 шт. |
||
2 |
Регулировочный болт торсиона Toyota Land Cruiser (100) |
90119-16005 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Toyota LC 100 (2007 г.в.) JTEHT05J202112259 |
||||
1 |
Стойка переднего стабилизатора |
48820-60032 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Skoda Yeti (2013 г.в.) XW8LB25L1DH710557 |
||||
1 |
Передняя стойка стабилизатора |
3С0511359 |
Чехия |
2 шт. |
||
2 |
Задняя стойка стабилизатора |
1К0505465К |
Чехия |
2 шт. |
||
3 |
Втулка заднего стабилизатора |
1К0511327AQ |
Чехия |
2 шт. |
||
|
|
Skoda Yeti (2013 г.в.) XW8LB25L3DH714142 |
||||
1 |
Отбойник амортизатора заднего |
3C0511359 |
Чехия |
2 шт. |
||
|
|
Skoda Yeti (2013 г.в.) XW8LB25L7DH711664 |
||||
1 |
Опора амортизатора задняя правая |
3C0513353C |
Чехия |
1 шт. |
||
2 |
Опора амортизатора задняя левая |
3C0513353C |
Чехия |
1 шт. |
||
|
|
Ford Explorer (2012 г.в.) Z6F5K8F8XDGA64446 |
||||
1 |
Нейтрализатор каталитический Explorer 2011- передний |
DA8Z-5G232-C |
США |
1 шт. |
||
2 |
Втулка заднего стабилизатора |
BB5Z-5A772-A |
США |
2 шт. |
||
3 |
Сайлентблок заднего нижнего рычага |
BB5Z-3C339-A |
США |
4 шт. |
||
4 |
Стойка заднего стабилизатора |
DG1Z-5K484-A |
США |
2 шт. |
||
|
|
Зил 45085 (2003 г.в.) XTP45085030000415 |
||||
1 |
Батарея аккумуляторная стартерная 12 В., 90 А/ч, 670 ССА |
|
Россия |
1 шт. |
||
|
|
Mitsubishi Pajero (2014г.в.) JMBLYV93WEJ005618 |
||||
1 |
Втулка стабилизатора задняя |
MR418547 |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Стойка стабилизатора задняя левая |
4056A111 |
Япония |
1 шт. |
||
3 |
Стойка стабилизатора задняя правая |
4056A112 |
Япония |
1 шт. |
||
|
|
Mitsubishi Pajero Sport (2010 г.в.) MMCGYKH60BFZ02938 |
||||
1 |
Диск тормозной задний |
4615A097 |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Nissan X-Trail (2013 г.в.) Z8NTBNT31DS105451 |
||||
1 |
Втулка переднего стабилизатора |
54613-3UB0A |
Япония |
2 шт. |
||
2 |
Втулка заднего стабилизатора |
54613-JG15C |
Япония |
2 шт. |
||
|
|
Nissan Maxima (2004 г.в.) JN1CCUA33U0091992 |
||||
1 |
Приводной ремень генератора |
1172031U02 |
Япония |
1 шт. |
||
2 |
Колодки тормозные передние |
41080WA225 |
Япония |
1 комплект |
||
3 |
Колодки тормозные задние |
440604U090 |
Япония |
1 комплект |
||
|
|
Hyundai Santa Fe (2011 г.в.) KMHSH81BDBU773448 |
||||
1 |
Втулка переднего стабилизатора |
548133K100 |
Корея |
2 шт. |
||
2 |
Стойка стабилизатора передняя левая |
548302B200 |
Корея |
1 шт. |
||
3 |
Стойка стабилизатора передняя правая |
548402B200 |
Корея |
1 шт. |
||
|
|
Volkswagen Crafter (2011 г.в.) Z7Y224300B0000256 |
||||
1 |
Опорный подшипник передней стойки |
2E0407181C |
Германия |
2 шт. |
||
|
|
|
|
|
|
|
После вышепредставленной таблицы под знаком "*" в документации об аукционе указано на следующее: "Приобретение эквивалента товара невозможно, в связи с необходимостью обеспечения полной совместимости и взаимодействия с уже использующимся транспортными средствами Заказчика (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2021 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя Уполномоченного органа, установила, что закупка оригинальных запчастей к имеющимся у Заказчика автомобилям, включение в описание объекта закупки указания на страны производства запасных частей, обусловлено потребностью Заказчика, что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
При установлении признаков ограничения конкуренции при проведении закупок имеет значение не тот факт, что только один или несколько производителей производят товар, соответствующий требованиям документации о закупке, а возможность участников закупки осуществить поставку этого товара.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупок лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Сам по себе факт установления в документации об аукционе определенных характеристик к закупаемому товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки; отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.
Таким образом, довод Заявителя о том, что описание объекта закупки в документации об аукционе не соответствует требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", нарушает положения статьи 8 ФЗ "О контрактной системе", является необоснованным.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа указал на то, что в таблице, представленной в части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе, выявлены технические ошибки при описании характеристик закупаемых запасных частей, а именно:
- при описании характеристик закупаемой запасной части для автомобиля Toyota Corolla (2013 г.в.) NMTBB9JEX0R010418 по позиции 2 "Диск тормозной задний" не указана страна производства;
- при описании характеристик закупаемой запасной части для автомобиля Зил 45085 (2003 г.в.) XTP45085030000415 по позиции 1 "Батарея аккумуляторная стартерная_" не указан номер запасной части по каталогу.
Следовательно, указанные позиции таблицы, представленной в части 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе, не содержат показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
В связи с обнаруженными ошибками представитель Уполномоченного органа заявил ходатайство о внесении изменений в документацию об аукционе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "ГОССНАБ" необоснованной.
2. Признать Заказчика - государственное казенное учреждение Архангельской области "Автопарк администрации Архангельской области", нарушившим часть 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Уполномоченному органу, единой комиссии отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 23.06.2016. Разместить информацию об отмене указанного протокола на сайте электронной площадки.
Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания), отменить протокол проведения электронного аукциона от 27.06.2016.
3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.1 настоящего решения (предписания):
- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0124200000616003095);
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.3. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с потребностями Заказчика и требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей для автомобилей (извещение N 0124200000616003095) на срок не менее 7 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.3 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.
4. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии исполнить пункты 3.1, 3.3 настоящего решения (предписания) в срок до 13 июля 2016 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
П.А. Якимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 22 июня 2016 г. N 04-05/2992
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016