Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 24 июня 2016 г. N 03-03/03-2016
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 03-03/03-2016 по признакам нарушения МУП МО г. Тула "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а также администрации города Тулы (300041, г. Тула, пр. Ленина, д. 2; ИНН 7107030032) и комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (300034, Тульская обл., г. Тула, ул. Гоголевская, д. 73; ИНН 7102005410; далее - Комитет, КИиЗО г. Тулы) статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Тульское УФАС России поступили заявления от физического лица (от 21.12.2015 г.) и ООО "ПремьерЭнерго" (от 01.02.2015 г.) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП "Ремжилхоз" (300004, г. Тула, ул. Кутузова, д. 22 А; ИНН 7105027644), выразившихся в несоблюдении предусмотренных законодательством публичных процедур при передаче во владение и/или пользование недвижимого муниципального имущества (объектов теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения).
Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее:
На основании постановлений Администрации от 13.02.2015 г. N 622, от 18.03.2015 г. N 1330, от 17.12.2015 г. N 6340, от 24.09.2015 г. N4 986, от 07.10.2015 г. N 5228 за МУП "Ремжилхоз" на праве хозяйственного ведения были закреплены объекты инженерной инфраструктуры (объекты водоснабжения и водоотведения), имущество теплосетевого назначения, модульная котельная в п. Барсуки и т.д. в соответствии с приложениями (в том числе - муниципальное имущество, ранее находившееся в пользовании ООО "Рождественское предприятие коммунального хозяйства").
Между МУП "Ремжилхоз" и ОАО "Тулагорводоканал" были заключены дополнительные соглашения от 03.03.2015 г. N7/2015 от 23.03.2015 г. N 8/2015, от 27.03.15г. N 9/15, от 05.05.2015 г. N 16, от 21.12.2015 г. N 18/2015, от 21.12.2015 г. N 20/2015, от 21.12.2015 г. N 21/2015, к действующему договору аренды систем водоснабжения и водоотведения от 3 марта 2009 г. N 9208 (согласовав их заключение с КИиЗО г. Тулы).
Также МУП "Ремжилхоз" заключило с ЗАО "Тулатеплосеть" дополнительные соглашения на аренду вышеуказанного имущества теплосетевого назначения от 01.10.2015 г. N 15/2015, от 18.11.2015 г. N 19/2015 г. к действующему договору аренды движимого и недвижимого имущества теплосетевого назначения N 30-АР/08/63-08 от 14.02.08 г. (согласовав их заключение с КИиЗО г. Тулы).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).
С учетом того, что сведений о проведении публичных процедур в отношении указанного в данных соглашениях имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (часть 5 статьи 448 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, а также горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, также заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании публичных процедур с последующим заключением договоров аренды или концессионных соглашений.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно письменным пояснениям МУП "Ремжилхоз" от 15.01.2016 г. (вх. N 172) вышеуказанное имущество является частью сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г.Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ОАО "Тулагорводоканал") и сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г.Тула (находящейся в аренде и эксплуатации ЗАО "Тулатеплосеть"), и является технологически связанными с ними. Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в случае предоставления его лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Аналогичный довод содержится в письменных пояснениях администрации МО г. Тула (от 27.04.2016 г. вх. N 1807) КИиЗО г. Тулы (от 21.04.2016 г. вх. N 1717), ЗАО "Тулатеплосеть" (от 06.04.2016 г. вх. N 1467, от 25.04.2016 г. вх. N 1754) и ОАО "Тулагорводоканал" (от 22.04.2016 г. вх. N 1745).
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила, что ранее вышеуказанное муниципальное имущество функционировало независимо от сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения территории МО г.Тула, сети инженерно-технического обеспечения тепловой энергией территории МО г.Тула, обслуживалось иными организациями и участвовало в теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении на территории других муниципальных образований. Кроме того, на обслуживание и оплату работы данного муниципального имущества распространялись иные тарифы.
Исходя из изложенного, после изучения представленных в материалы настоящего дела сведений и документов, Комиссия пришла к выводу о том, что технологическая связь вышеуказанного муниципального имущества с вышеперечисленными сетями на территории МО г. Тула - отсутствует.
На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения дела N 03-03/03-2016 Комиссией было установлено, что в действиях администрации города Тулы - нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, однако, с учетом непроведения предусмотренных законодательством Российской Федерации публичных процедур, в действиях МУП "Ремжилхоз" по передаче вышеуказанных объектов инженерной инфраструктуры (объектов водоснабжения и водоотведения) и имущества теплосетевого назначения в аренду ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть", а также в действиях КИиЗО г. Тулы по согласованию передачи вышеуказанного имущества в аренду ОАО "Тулагорводоканал" и ЗАО "Тулатеплосеть" выявлены нарушения частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 24 июня 2016 г. N 03-03/03-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016