Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 27 июня 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе <_>
в присутствии представителей:
КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" - <_>
ИП <_>
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия закупочной комиссии КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1", материалы дела N 8-01/172, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП <_> на действия закупочной комиссии КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" при проведении запроса котировок на поставку сахара.
Из жалобы предпринимателя следует, что несмотря на соответствие заявки требованиям закупочной документации, комиссией заказчика принято необоснованное решение об ее отклонении, в протоколе рассмотрения заявок не указано по каким основаниям заявка признана несоответствующей требованиям документации, что нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пояснений заказчика следует, что основанием отклонения заявки послужило непредставление в ее составе нотариально заверенной копии паспорта гражданина Российской Федерации, что не предусмотрено указанным законом.
В заседании комиссии представитель предпринимателя доводы жалобы поддержала, пояснила, что ценовое предложение предпринимателя являлось минимальным из поступивших, заявка подавалась от лица предпринимателя, а не физического лица, в связи с чем предоставление паспорта не требовалось. Сведения о паспортных данных содержаться в выписке из ЕГРИП, приложенной к заявке.
Заказчик в представленном отзыве и его представители в заседании комиссии с жалобой не согласились, указав, что в документации установлен перечень включаемых в заявку документов, в том числе нотариально заверенная копия паспорта гражданина Российской Федерации. Физическое лицо, <_> зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, такого документа не представило и его заявка правомерно отклонена комиссией.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Поскольку в данном случае закупка подчинена нормам Закона N 223-ФЗ ссылка заявителя на положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссией отклоняется.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
25.05.2016 учреждением на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31603694900 о проведении спорного запроса котировок, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора 285219,00 руб. Дата окончания подачи заявок, рассмотрения и оценки заявок 08.06.2016.
В установленный срок на участие в закупке поданы заявки ИП <_> ИП <_> ООО "Дальснаб", ООО "Торговый дом "Амур", ООО "Бизнеспродукт". Заявка ИП <_> отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, остальные заявки допущены к участию в закупке, победителем запроса котировок признан ИП <_> предложивший минимальную цену договора (протокол от 08.06.2016).
В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке отражаются установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Документацией о закупке предусмотрено предоставление в составе заявки в числе прочих документов нотариально заверенной копии паспорта гражданина Российской Федерации, что соответствует подпункту 6.7 пункта 6 Положения "О закупках товаров, работ, услуг для нужд краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1", утвержденного приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 26.12.2014 N 352-П.
Одним из способов осуществления закупок в соответствии с Положением является запрос котировок - процедура закупки, при которой комиссия по закупкам определяет в качестве победителя участника запроса котировок, предложившего наименьшую цену договора на поставку продукции (подпункт 1.17 пункта 1, подпункты 8.1, пункта 8 Положения).
В соответствии с подпунктом 9.13 пункта 9 Положения комиссия в срок, не превышающий десять рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении и документации о проведении запроса котировок. Комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Из представленной заявки предпринимателя следует, что в ее составе отсутствует нотариально заверенная копия паспорта гражданина Российской Федерации, что не соответствует требованиям документации и свидетельствует об обоснованности принятого закупочной комиссией решения.
Отсутствие в заявке указанного документа представителем заявителя не оспаривалось.
Подача заявки от имени предпринимателя не исключает обязанность предоставления паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку, исходя из пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется физическим лицом.
Подпунктом 8.13 пункта 8 Положения установлен объем информации, отражаемый в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок, в том числе сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения.
Отсутствие в протоколе информации о конкретных причинах отклонения заявок нарушает принцип информационной открытости закупки, закрепленный в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не соответствует требованиям Положения.
Поскольку допущенное закупочной комиссией нарушение не повлияло на результат запроса котировок, основания для выдачи предписания отсутствуют.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ИП <_> на действия закупочной комиссии КГБУ "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" при проведении запроса котировок на поставку сахара (извещение N 31603694900) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 27 июня 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016