Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ООО "БИОЭКОПРОМ": <> - доверенность от 14.06.2016 N 007, <> - доверенность от 14.06.2016 N 007.
ПАО "Газпром": <> - доверенность от 27.05.2014 N 01/04/04-293д, <> - доверенность от 27.05.2014 N 01/04/04-292д.
ООО "Газпром флот": <> - доверенность от 12.11.2015 N ГФ-19-130д, <> - доверенность от 11.03.2016 N ГФ-19-87д,
рассмотрев жалобу ООО "БИОЭКОПРОМ" от 06.06.2016 N 3113-БЭП/662016 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот", организатора ПАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение комплекса услуг по обращению (получение, перегрузка, переработка и размещение) с отходами производства и потребления, образующимися в процессе строительства скважин Р1, Р2, Р3, Р7 в 2016 году и Р3, Р7 в 2017 году на Киринском газоконденсатном месторождении для нужд ООО "Газпром флот" (извещение N 31603655810) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "БИОЭКОПРОМ"(далее - Заявитель) от 06.06.2016 N 3113-БЭП/662016 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот" (далее - Заказчик), организатора ПАО "Газпром" (далее - Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение комплекса услуг по обращению (получение, перегрузка, переработка и размещение) с отходами производства и потребления, образующимися в процессе строительства скважин Р1, Р2, Р3, Р7 в 2016 году и Р3, Р7 в 2017 году на Киринском газоконденсатном месторождении для нужд ООО "Газпром флот" (извещение N 31603655810) (далее - Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО "Газпром" от 19 апреля 2012 г. N 1969 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
13.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Организатором нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно выбран победитель Запроса предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.
Пунктом 4.1.21 Документации установлено требование к участникам процедуры закупки, а именно обязательное наличие положительного заключения ГЭЭ (государственной экологической экспертизы) на объекты размещения и технологии обезвреживания отходов, а также заключения Росприроднадзора РФ (в случае, если участник в качестве основного метода обращения с отходами предлагает обезвреживание отходов).
В соответствии с пунктом 3.6.8 Документации в случае, если Участник намеревается использовать субподрядчиков для выполнения важных компонентов работ или работ составляющих более 10% основного объема работ, в составе заявки на участие в запросе предложений должны быть представлены документы по таким субподрядчикам/соисполнителям в соответствии с п. 3.8".
Согласно пункту 3.8 Документации участнику необходимо представить в составе заявки на участие в Запросе предложений копии лицензий и других разрешительных документов, если таковые требуются для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на всех субподрядчиков/ соисполнителей.
На заседании Комиссии ФАС России представители Организатора, Заказчика пояснили, что победителем в заявке в качестве основного метода обращения с отходами предложена система переработки, что составляет 92% субподрядных работ, остальные 8% субподрядных работ составляет обезвреживание.
Комиссия ФАС России изучив представленную заявку победителя пришла к выводу, что данная заявка содержит все необходимые документы в соответствии с требованиями Документации, таким образом довод заявителя не нашел своего подтвержденя.
2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.4.4 Документации "Организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением документации о запросе предложений, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в извещении о проведении запроса предложений. Дата начала срока предоставления Участнику запроса предложений разъяснений Документации о запросе предложений: дата размещения документации на Официальном сайте и на сайтах, указанных в п. 4.1.3 информационной карты. Дата окончания срока предоставления Участнику запроса предложений разъяснений Документации о запросе предложений: за 2 (два) рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений".
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что для подтверждения соответствия квалификационным требованиям Документации участник представляет в составе заявки "Сведения о субподрядчиках/соисполнителях (Форма 6). В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ. В случае если Участник намеревается использовать субподрядчиков для выполнения важных компонентов работ или работ составляющих более 10% основного объема работ, в составе заявки на участие в запросе предложений должны быть представлены документы по таким субподрядчикам/соисполнителям в соответствии с п. 3.8".
Пунктом 3.8. Документации установлен перечень документов для субподрядчиков/соисполнителей участника.
В соответствии с пунктом 11 Раздела 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений" Документации основаниями для отклонения заявки участника Запроса предложений являются непредставление любого из документов, требуемых документацией о закупке, на любого из привлекаемых поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей, а также несоответствие любого из привлекаемых поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей требованиям, установленным документацией о закупке.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов и сведений о субподрядчиках/соисполнителях, за исключением декларации субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в случае привлечения субпоставщиков, принадлежащих к субъектам малого и среднего предпринимательства, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора и непредставление указанных сведений и документов не может являться основанием для отклонения заявки.
Пунктом 1.4.1.8 Документации установлено требование к участникам Запроса предложений о том, что общая сумма всех судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 (Три) года не должна превышать 20% начальной (максимальной) цены предмета закупки. При этом, под суммой судебных решений понимается совокупность взысканных с участника закупки денежных средств в соответствии с решением суда, в том числе задолженностей, неустоек, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по уплате госпошлин.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Раздела 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 "Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений" Документации основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений является представление сведений о репутации о том, что общая сумма всех судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, по неисполнению или ненадлежащему исполнению или ненадлежащему исполнению обязательств. связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/выполнением работ/оказанием услуг за последние 3 года превышает 20% начальной (максимальной) цены предмета закупки.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наличие судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года, не связано с исполнением договора, заключаемого по результатам Запроса предложений.
При этом, установление требования о том, что сумма судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года равна, должна не превышать 20% от начальной (максимальной) цены, ограничивает количество участников Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием таким требованиям противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 4.1.21 Документации установлено требование к участникам о наличии на объектах размещения (временного хранения), принадлежащих участнику на праве собственности или ином законном основании, Лимитов на Размещение отходов с указанием площадок Размещения (временного хранения).
Из содержания данной формулировки Документации не представляется возможным определить, какими необходимо обладать участнику иными законными основаниями лимита на размещения отходов с указанием площадок Размещения.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "БИОЭКОПРОМ" от 06.06.2016 N 3113-БЭП/662016 на действия (бездействие) заказчика ООО "Газпром флот", организатора ПАО "Газпром" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение комплекса услуг по обращению (получение, перегрузка, переработка и размещение) с отходами производства и потребления, образующимися в процессе строительства скважин Р1, Р2, Р3, Р7 в 2016 году и Р3, Р7 в 2017 году на Киринском газоконденсатном месторождении для нужд ООО "Газпром флот" (извещение N 31603655810) необоснованной.
Признать заказчика ООО "Газпром флот", организатора ПАО "Газпром" нарушившими часть 1 статьи 2, пункт 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 16.06.2016 N 223-ФЗ-273/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2016 г. N 17/42080/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016