Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 июня 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Швалов А.Г. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоПроект" на действия Новосибирского филиала ПАО "Ростелеком" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному обслуживанию объектов недвижимости Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" (N извещения 31603692890),
в отсутствие представителей подателя жалобы и заказчика открытого запроса предложений в электронной форме (уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области поступила жалоба ООО "ЭкоПроект" (вх. N 2579э от 09.06.2016 г.) на действия ПАО "Ростелеком", заказчика открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному обслуживанию объектов недвижимости Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" (N извещения 31603692890). Заявитель сообщает следующее.
В документации о проведении открытого запроса предложений установлены требования и порядок оценки, ограничивающие количество участников.
В Разделе II Информационной карты, в содержании п.п. N15 в "Дополнительные требования": п. 3 - в числе клиентов Претендента (и/или взаимосвязанных с Претендентом лиц) за 2014- 2015 годы должно быть не менее 1 (одного) клиента (юридического или физического лица), стоимость договоров по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" с которым, равна или более 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС)"
Данное требование должно подтверждаться информационным письмом претендента, подтверждающим наличие у клиента (и/или у взаимосвязанных с ним групп лиц) за 2014-2015 годы, доход от оказания услуг по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" по договорам с которым, равен или более 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС), с приложением копии/копий, исполненных/исполняемых договоров и актов выполненных работ.
Цена Лота (с НДС) 63 600 000 (Шестьдесят три миллиона шестьсот тысяч) рублей 00 копеек. Тем самым участник, не имеющий такого (их) клиента (ов), автоматически не проходит по дополнительному требованию, и в соответствии с п.п. N 16 "Порядок оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев", получает 0 баллов. Данное требование Заказчика, по мнению подателя жалобы, нарушает п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В Разделе II Информационной карты, п.п. N 16 "Порядок оценки и сопоставления Заявок, критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев" к опыту предъявлены следующие требования.
Общий период оказания Претендентом (и/или взаимосвязанными с ним лицами) услуг/работ по видам деятельности "уборка/клининг" "ТО зданий и сооружений" (лет). (Подтверждается справкой по форме 9 об исполненных договорах по видам деятельности "уборка/клининг" "ТО зданий и сооружений") Промежуточные баллы:
- от 3 до 4 лет - 0 баллов
- от 4 до 5 - 5 баллов
- от 5 до 6 лет - 10 баллов;
- от 6 лет и более - 15 баллов.
Организации, которые осуществляют деятельность до 4 лет, получают 0 баллов. Данный порядок оценки, по мнению подателя жалобы, нарушает п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Жалоба ООО "ЭкоПроект" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
24.05.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок ПАО "Ростелеком" было размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному обслуживанию объектов недвижимости Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" (N извещения 31603692890).
Согласно информационной карты рассматриваемого запроса предложений, этапы открытого запроса предложений проводятся по адресу Заказчика: 630099, г. Новосибирск, ул. М. Горького, 53.
Разделом 15 информационной карты рассматриваемого запроса предложений установлены общие требования к участникам закупки:
1) Соответствие Участника закупки требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом Открытого запроса предложений.
2) Непроведение ликвидации Участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
3) Неприостановление деятельности Участника закупки в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи Заявки.
4) Отсутствие у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период Справкой из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25% (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов Претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, полученной не ранее, чем за 3 (три) месяца до даты размещения Извещения о проведении Закупки на Официальном сайте/документы, подтверждающие факт обжалования Претендентом наличия указанной задолженности, если решение по жалобе на день рассмотрения Заявки не принято.
5) Соответствие участника закупки критериям отнесения к Субъектам МСП, установленным ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если участниками закупки являются только Субъекты МСП в соответствии с пунктом 2 раздела II "Информационная карта" Документации.
6) Отсутствие сведений об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
7) Отсутствие сведений об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
8) Отсутствие сведений об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также установлены следующие дополнительные требования:
стоимость оказанных услуг по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним лиц за 2015 год по видам деятельности "уборка/ клининг", "ТО зданий и сооружений" должна быть равна или более 20% от начальной (максимальной) цены Лота с НДС;
общая совокупная площадь убираемых помещений и территорий и обслуживаемых помещений по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним групп лиц) по соответствующим видам деятельности за год должна быть равна или более 50% от совокупной площади убираемых и обслуживаемых помещений и территорий по лоту;
в числе клиентов Претендента (и/или взаимосвязанных с Претендентом лиц) за 2014-2015 годы должно быть не менее 1 (одного) клиента (юридического или физического лица), стоимость договоров по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" с которым, равна или более 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС);
наличие персонала в штате Претендента, непосредственно задействованных в оказании услуг по виду деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" в количестве не менее 60 (Шестьдесят) работников.
наличие у Претендента (и/или взаимосвязанных с ним лиц) опыта оказания услуг по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" за последние 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки.
ПАО "Ростелеком" также установлены следующие специальные требования. Риск ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу (вещам) третьих лиц при осуществлении деятельности Претендентом должен быть застрахован на сумму не менее одного миллиона рублей.
Согласно п. 31 информационной карты рассматриваемого запроса предложений, по результатам рассмотрения Заявок Закупочная комиссия имеет право не допустить Претендента к участию в Открытом запросе предложений, в том числе, в следующих случаях:
а) несоответствия Претендента требованиям, установленным пунктом 15 раздела II "Информационная карта" Документации;
б) непредставления требуемых согласно настоящей Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений о Претенденте или о предлагаемых товарах, работах, услугах;
в) несоответствия Заявки (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям настоящей Документации;
г) предложенная в Заявке цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Извещении о проведении закупки.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями, потенциальный участник закупки, имеющий опыт оказания аналогичных услуг (являющихся предметом рассматриваемой закупки) менее 3-х лет не имеет возможности принять участие в рассматриваемой закупке. Заявка такого претендента будет отклонена также в случаях если:
- стоимость оказанных услуг по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним лиц за 2015 год по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" составляет менее 20% от начальной (максимальной) цены Лота с НДС;
- общая совокупная площадь убираемых помещений и территорий и обслуживаемых помещений по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним групп лиц) по соответствующим видам деятельности за год составляет менее 50% от совокупной площади убираемых и обслуживаемых помещений и территорий по лоту;
- количество персонала в штате- не менее 60 сотрудников;
- в числе клиентов Претендента (и/или взаимосвязанных с Претендентом лиц) за 2014-2015 годы менее 1 (одного) клиента (юридического или физического лица), стоимость договоров по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" с которым менее 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС);
- опыт оказания услуг по уборке менее 3 лет.
Вышеуказанные требования к потенциальным участникам закупки ограничивают возможность участия хозяйствующих субъектов в конкурентной процедуре закупки.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей указанных выше юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что установление требований о наличии не менее одного договора по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" стоимость которого, равна или более 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС)"; опыта работы не менее 3-х лет; стоимости оказанных услуг по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним лиц за 2015 год по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" не менее 20% от начальной (максимальной) цены Лота с НДС; общей совокупной площади убираемых помещений и территорий и обслуживаемых помещений по исполненным/исполняемым договорам Претендента (и/или взаимосвязанных с ним групп лиц) по соответствующим видам деятельности за год должна не менее 50% от совокупной площади убираемых и обслуживаемых помещений и территорий по лоту, а также наличие в числе клиентов Претендента (и/или взаимосвязанных с Претендентом лиц) за 2014-2015 годы должно быть не менее 1 (одного) клиента (юридического или физического лица), стоимость договоров по видам деятельности "уборка/клининг", "ТО зданий и сооружений" с которым не менее 20% от начальной (максимальной) цены Лота (с НДС) может создавать преимущественные условия участия в торгах, нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Вышеуказанными действиями организатор торгов также нарушил п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Наличие опыта работы, в том числе количество клиентов, количество убираемых площадей, а также иные вышеуказанные требования могут учитываться при оценке поступивших заявок в соответствии с порядком, установленным закупочной документацией, но не являться основанием для допуска к участию в закупке. Данное подтверждается тем фактом, что п.п. 16 раздела 2 информационной карты установлены критерии оценки "опыт" и "численность штата".
Кроме того, учитывая, что закупка проводилась для субъектов малого и среднего предпринимательства (согласно извещению о закупке), установление на отборочной стадии требования о наличии значительного опыта работы и штата сотрудников также ограничивает доступ к закупке тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют меньший опыт работы и штат сотрудников.
Установление вышеуказанных требований к участникам закупки не только ограничивает, но и пресекает выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами. Данный довод Комиссии Новосибирского УФАС России подтверждается судебной практикой (в части установления минимального опыта работы, см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.12.2013 N Ф03-6078/2013 по делу N А73-6180/2013), в соответствии с которой установление требования о наличии опыта на отборочной стадии влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников закупки, поскольку остальные участники, не имеющие опыта, объективно лишены возможности принять участие в конкурсе, тем самым создавая преимущество для участия в конкурсе для лиц, которые соответствуют вышеуказанному требованию.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст.18.1, пп. а) п. 3.1 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года, N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "ЭкоПроект" на действия Новосибирского филиала ПАО "Ростелеком" при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному обслуживанию объектов недвижимости Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" (N извещения 31603692890) обоснованной.
Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи Новосибирскому филиалу ПАО "Ростелеком", организатору открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке внутренних помещений, прилегающих территорий и комплексному обслуживанию объектов недвижимости Иркутского филиала ПАО "Ростелеком" (N извещения 31603692890) предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 июня 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016