Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 24 июня 2016 г. N 97-К/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия):
в отсутствии представителей сторон, рассмотрела жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" при проведении электронного аукциона на строительство системы водоснабжения микрорайона "Аэропорт" в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай N 0377300030316000003.
МБУ "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" и ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" должным образом уведомлены о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили. установила:
В Алтайское республиканское УФАС России 17.06.2016 г. вх. N 1735 поступила жалоба ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" (г.Барнаул, ул. Антона Петрова, стр. 235 Б, 1 этаж, вход N3) на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" при проведении электронного аукциона на строительство системы водоснабжения микрорайона "Аэропорт" в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай N 0377300030316000003.
Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
МБУ "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" 23.06.2016 г. представлено возражение на жалобу (вх. 1799).
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе полагает, что доводы жалобы являются обоснованными в части по следующим основаниям:
03.06.2016 г. заказчиком МБУ "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" на официальном сайте ЕИС (zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство системы водоснабжения микрорайона "Аэропорт" в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай.
Согласно извещению N 0377300030316000003 (ред. N 3 от 21.06.2016 г.):
- начальная (максимальная) цена контракта: 22 751 283,0 рубля;
- дата и время окончания срока подачи заявок: 07.07.2016 г. 08-00 часов;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 11.07.2016 г.;
- дата проведения аукциона: 14.07.2016 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В п. 5 Информационной карты документации об аукционе заказчиком установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчиком указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.21.21.000 "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов", при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 751 283,0 рубля, в связи с чем, проведение аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
Таким образом, доводы жалобы в данной части являются необоснованными, так как заказчиком установлена конкретная группа строительных работ, на выполнение которых заключается контракт (ОКПД2 42.21.21.000 "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов").
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в перечень включены работы, в том числе "Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014" (п.1).
В связи с тем, что указанный Перечень является исчерпывающим и выполнение работ по строительству системы водоснабжения (ОКПД2 42.21.21.000) входит в данный перечень, заказчик обязан устанавливать в аукционной документации запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N 1457.
При анализе документации об электронном аукционе Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в п. 15 Информационной карты документации об аукционе установлены Единые требования к участникам закупки согласно ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (пп.9).
Доводы заявителя о противоречивой информации, в части не установления данного требования (п. 19 информационной карты), являются необоснованными, в связи с тем, что данный пункт относится к требованиям (условия, запреты и ограничения) допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а не требованиям к участникам закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.
В Техническом задании (часть III документации) заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и показатели материалов, используемых при выполнении работ, максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, по материалам:
- "Выключaтeль aвтoмaтичeский тип 2" заказчиком установлена возможность выбора между типами А и АС, в тоже время далее указаны показатели, которые согласно ГОСТ Р 513261-99 "Выключатели автоматические, управляемые дифференциальным током, бытового и аналогичного назначения без встроенной защиты от сверхтоков" относятся исключительно для типа АС;
- "Трубы бурильные" заказчиком установлен показатель врeмeннoго сoпрoтивлeния, сигмaв, МПa (кгс/мм?), который отсутствует в ГОСТ Р 50278-92 "Трубы бурильные с приваренными замками";
- "Фланцы тип 2" заказчиком указаны значения показателей, в том числе толщина фланца не должна быть менее 14,0 мм., однако согласно ГОСТ 12820-80 "Фланцы стальные плоские приваренные" толщина фланца 13 мм;
- "Швеллер" заказчиком установлено значение показателя ширина полки не должно превышать 8,0 мм., который при показателях, установленных заказчиком (длина полки, толщина стенки, высота), не соответствует ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные";
- "Трубы тип 1" заказчиком установлены требования к типу трубы "Дoлжнa быть лeгкaя или oбыкнoвeннaя или усилeннaя. Трубa с длиннoй или кoрoткoй рeзьбoй". Однако под установленные заказчиком показатели трубы "длинa рeзьбы дo сбeгa, нe бoлee 36,0 мм, мaссa 1 м труб нe мeнee 19,5 кг" подходит только труба усиленная с условным проходом 150 мм, с короткой резьбой;
- "Шнур асбестовый" заказчиком установлено значение показателя диаметр шнура: должен быть не менее 3-5 мм. Данный показатель диапазона противоречит принципу объективности;
- "Шуруп тип 2" заказчиком установлены значения показателей (диаметр резьбы, диаметр головки, внутренний диаметр резьбы), несоответствующие ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой".
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки нарушены п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части установления в Техническом задании необъективных и несоответствующих ГОСТам требований (показателей) к товару, используемому при выполнении работ.
Кроме того, в Техническом задании предъявлены требования к товару "Долота трехшарошечные Тип1, 2". Долото является инструментом (техническое оснащение подрядчика), используемым при производстве работ.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены излишние требования к товару, не являющимуся предметом закупки. Следовательно, доводы жалобы в данной части являются обоснованными.
Однако, заказчиком 18.06.2016 г. и 21.06.2016 г. на основании запросов потенциальных участников в Техническое задание внесены изменения (техническое задание размещено в новой редакции).
При анализе Технического задания (в новой редакции) Комиссией УФАС по РА установлено, что нарушения, указанные в жалобе ООО СМУ "СпецСтройМонтаж", заказчиком устранены. В связи с чем, Комиссией УФАС по РА принято решение предписание по данному нарушению не выдавать.
Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные заказчиком обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь п. 1 ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО СМУ "СпецСтройМонтаж" на действия МБУ "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" при проведении электронного аукциона на строительство системы водоснабжения микрорайона "Аэропорт" в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай N 0377300030316000003 обоснованной в части установления излишних, необъективных и несоответствующих ГОСТам требований (показателей) к товарам, используемым при выполнении работ (Выключатель автоматический тип 2, Трубы бурильные, Фланцы тип 2, Швеллеры, Трубы тип1, Шнур асбестовый, Шуруп тип 2, Долота трехшарошечные Тип1, 2).
2. Признать заказчика МБУ "Отдел архитектуры и строительства" МО "Улаганский район" нарушившим п.1 ч.1, 3 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что на дату рассмотрения жалобы нарушения заказчиком устранены (внесены изменения), Комиссия УФАС по РА решила предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 24 июня 2016 г. N 97-К/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016