Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) <_> рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении N 50-7.32.4ч.6/16 от 10.06.2016, составленный начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <_> в отношении консультанта отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области <_> ______________ года рождения, место рождения: _____________________________, зарегистрирован по адресу: __________________________________________________, паспорт: серия: ____________, номер: ____________, выдан: _____________________________
_____________________________, дата выдачи: ____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие <_> в присутствии <_> являющейся представителем <_> по доверенности N 1/121 от 24.05.2016, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, установил
Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство) от 28.01.2015 N 46-П "О создании комиссии по проведению аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования" (далее - Приказ N 46-П) утверждены положение и состав комиссии по проведению аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования (далее - Аукционная комиссия), согласно которому ведущий специалист отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> является членом Аукционной комиссии. Приказом Министерства от 16.02.2016 N 34-П "О внесении изменений в приказ от 28.01.2015 N 46-П "О создании комиссии по проведению аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования" наименование должности <_> изложено в следующей редакции: "консультант отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства".
Таким образом, член Аукционной комиссии, консультант отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_>несет ответственность за принимаемые решения и подписываемые ею документы.
Консультант отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> являясь членом Аукционной комиссии, 30.03.2016 подписала Протокол N 160 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе (далее - Протокол N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016), согласно которому принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" по причине несоответствия заявок требованиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 25 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Правила), поскольку денежные средства (задаток) не поступили на счет, указанный в документации (выписка из лицевого счета N 05301900049ВР за период с 11.01.2016 по 29.03.2016), копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, не представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками.
Путем подписания Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016 членом Аукционной комиссии <_> совершены действия, которые привели к нарушению установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, ввиду следующего.
29.01.2016 Министерством на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора водопользования в части использования трех участков акватории озера Тургояк, общей площадью 0, 00047 кв. км в границах муниципального образования - Миасский городской округ для рекреационных целей, извещение N 290116/1780621/01 от 29.01.2016, лот N 1 (далее - Аукцион, торги).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договора водопользования.
На основании части 2 статьи 16 Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Согласно Правилам право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 20 Правил задаток вносится заявителем в срок и в порядке, которые устанавливает организатор аукциона, на счет, реквизиты которого указываются организатором аукциона в извещении. Размер задатка не может превышать 25 процентов начальной цены предмета аукциона.
Договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор (пункт 21 Правил).
В подпункте "г" пункта 25 Правил указано, что организатор аукциона устанавливает следующее требование к заявителям, соблюдение которого является обязательным для признания их участниками аукциона: заявитель обязан внести задаток на счет, указанный в документации. При этом он считается соответствующим данному требованию, если средства поступили на счет, указанный в документации, или копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. Аналогичное требование к заявителю установлено в подпункте "г" пункта 2 Приложения N 11 к документации об Аукционе.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 29 Правил заявитель в составе заявки должен представить документы, подтверждающие внесение задатка. При этом он вправе изменить свою заявку в любое время до окончания срока подачи заявок (пункт 32 Правил). Срок рассмотрения заявок не может превышать 5 дней с даты окончания подачи заявок (абзац 3 пункта 36 Правил).
Вместе с тем, согласно пункту 29 (2) Правил для рассмотрения вопроса об участии заявителя в аукционе организаторы аукциона в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем заявки и прилагаемых к ней документов запрашивают в том числе в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в Федеральной налоговой службе (ее территориальных органах):
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц - в отношении юридических лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является, в том числе, несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил (подпункт "б" пункта 33 Правил). Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным пунктом 33 Правил, неправомерен (пункт 34 Правил). В случае выявления несоответствия заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил, комиссия отстраняет его от участия в аукционе (пункт 35 Правил).
В соответствии с пунктом 2.1 Проекта договора о задатке (Приложение N 10 к документации об Аукционе) задаток считается внесенным, если средства поступили на данный счет или представлена копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств, до начала процедуры вскрытия конвертов, а именно до 10 часов 00 минут 30 марта 2016 года.
Согласно пункту 8.6 Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016 Аукционной комиссией отказано в допуске к участию в Аукционе ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" по причине несоответствия их требованиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 25 Правил, поскольку денежные средства (задаток) не поступили на счет, указанный в документации (выписка из лицевого счета N 05301900049ВР за период с 11.01.2016 по 29.03.2016), копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, не представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками.
Аукцион признан несостоявшимся, поскольку к участию в торгах допущен один участник - ЗАО "ЧелМи", с которым должен быть заключен договор водопользования на условиях, предусмотренных в документации об Аукционе.
Проверка соответствия заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил, осуществляется комиссией. При этом комиссия не вправе возлагать на заявителя обязанность подтверждать соответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 25 Правил (пункт 27 Правил).
Согласно абзацу 3 пункта 36 Правил срок рассмотрения заявок не может превышать 5 дней с даты окончания подачи заявок. Следовательно, у Аукционной комиссии имелась возможность рассмотреть заявки, поданные на участие в Аукционе в пределах предусмотренного данной нормой срока, и убедиться в том, что денежные средства, оплаченные в качестве задатка оплачены в установленный срок.
Так, согласно копии выписки из лицевого счета N 05301900049ВР за период с 29.03.2016 по 30.03.2016, представленной на рассмотрение жалобы, денежные средства (задаток), оплаченные ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат", поступили на счет организатора торгов 29.03.2016.
Таким образом, ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" оплатили задаток в установленный в документации об Аукционе срок и денежные средства на момент вскрытия конвертов поступили на счет, указанный в документации об Аукционе. В связи с этим ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" соответствуют требованию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 25 Правил.
Подпунктом "е" пункта 29 Правил предусмотрено, что заявителям в составе заявки на участие в торгах необходимо представлять документы, подтверждающие внесение задатка. Подпунктом "г" пункта 25 Правил установлено, что заявитель считается внесшим задаток, в случае, если средства поступили на счет, указанный в документации об аукционе, или копия платёжного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками.
Заявки ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" содержат платежные поручения об оплате задатков, из которых следует, что денежные средства были списаны со счетов ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" 29.03.2016.
Поскольку указанные платежные поручения поступили до начала процедуры вскрытия конвертов, ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" соответствуют требованиям к заявителям, установленным подпунктом "г" пункта 25 Правил.
Однако, несмотря на предоставление в составе заявок документов, подтверждающих списание денежных средств 29.03.2015, а также поступление оплаченных ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" денежных средств на счет, указанный в документации об Аукционе, 29.03.2016, т.е. до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками, Аукционной комиссией, в том числе членом Аукционной комиссии <_> принято решение об отказе в допуске ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" к участию в Аукционе.
Таким образом, действия члена Аукционной комиссии <_> по принятию решения об отказе в допуске ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" к участию в Аукционе не соответствуют пунктам 34, 35 Правил.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье к административной ответственности в качестве должностных лиц помимо лиц, допускающих нарушения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут также быть привлечены лица, допускающие нарушения при осуществлении функций по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушений по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, составляет нарушение порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах.
Объективная сторона правонарушения, совершенного членом Аукционной комиссии, консультантом отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> выразилась в принятии решения об отказе в допуске ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" к участию в Аукционе.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина члена Аукционной комиссии, консультанта отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при рассмотрении заявок ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" и подписании Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016.
<_> при рассмотрении заявок ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" и подписании Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016 должна была принять все возможные меры по недопущению нарушения, в том числе могла высказать возражения, отказаться от принятия решения об отказе в допуске ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" к участию в Аукционе и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что <_> были приняты возможные меры по недопущению нарушения, не представлено.
Подписание Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016 привело к нарушению порядка рассмотрения заявок на участие в торгах.
Таким образом, консультант отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> в силу возложенных на неё обязанностей члена Аукционной комиссии должна была осознавать, что её действия не соответствуют действующему законодательству, то есть противоправный характер своих действий, могла предвидеть наступление вредных последствий.
Исходя из изложенного, <_> несет ответственность за допущенное нарушение.
Таким образом, в действиях члена Аукционной комиссии, консультанта отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при рассмотрении заявок ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" и подписании Протокола N 160 рассмотрения заявок от 30.03.2016, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Местом совершения <_> административного правонарушения является: г. Челябинск, пр. Ленина, д. 57; временем совершения <_>административного правонарушения - 30.03.2016.
На рассмотрение настоящего дела <_> заявлено ходатайство о применении оснований малозначительности по данному правонарушению с учетом характера совершенного правонарушения, в том числе указанное должностное лицо просило учесть следующие обстоятельства.
Организатором Аукциона 30.03.2016 к 10.00 местного времени Аукционной комиссии была представлена выписка из лицевого счета N 05301900049ВР за период с 11.01.2016 по 29.03.2016, из которой установлено, что до начала процедуры вскрытия конвертов поступил задаток только от ЗАО "ЧелМи".
В соответствии с пунктом 12 приказа Министерства финансов Челябинской области от 11.12.2013 N 01/5-140 "Об Административном регламенте исполнения Министерством финансов Челябинской области государственной функции по открытию и ведению лицевых счетов" формирование и выдача клиентам выписок из лицевых счетов осуществляется не позднее следующего рабочего дня после совершения операций.
Информация о поступлении задатков для участия в Аукционе от ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" поступила после проведения процедуры вскрытия конвертов во второй половине дня 30.03.2016, что не противоречит указанному приказу.
04.05.2016 во исполнение предписания Челябинского УФАС России от 11.04.2016 N 14.07/18.1/16 Аукционной комиссией повторно рассмотрены заявки на участие в Аукционе.
11.05.2016 проведен Аукцион, на котором присутствовал только один участник ЗАО "ЧелМи", в результате чего Аукционной комиссией принято решение заключить договор с единственным участником - ЗАО "ЧелМи".
В ходе рассмотрения материалов настоящего дела должностным лицом антимонопольного органа установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2.1 Проекта договора о задатке (Приложение N 10 к документации об Аукционе) задаток считается внесенным, если средства поступили на данный счет или представлена копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств, до начала процедуры вскрытия конвертов, а именно до 10 часов 00 минут 30 марта 2016 года.
Проверка соответствия заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил, осуществляется комиссией. При этом комиссия не вправе возлагать на заявителя обязанность подтверждать соответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 25 Правил (пункт 27 Правил).
Так, согласно копии выписки из лицевого счета N 05301900049ВР за период с 29.03.2016 по 30.03.2016, представленной на рассмотрение жалобы, денежные средства (задаток), оплаченные ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат", поступили на счет организатора торгов 29.03.2016.
Таким образом, ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" оплатили задаток в установленный в документации об Аукционе срок и денежные средства на момент вскрытия конвертов поступили на счет, указанный в документации об Аукционе. В связи с этим ООО "Завод СпецАгрегат" и ООО Торговый дом "Завод СпецАгрегат" соответствуют требованию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 25 Правил.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом антимонопольного органа учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, существенных нарушений охраняемых общественных отношений и отсутствие вредных последствий, личность правонарушителя, отсутствие привлечений к административной ответственности, незначительность начальной цены предмета Аукциона. Права хозяйствующих субъектов восстановлены путем повторного рассмотрения заявок на участие в Аукционе, отсутствует влияние на результат Аукциона. С субъективной стороны правонарушение совершено по неосторожности. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Организатору Аукциона необходимо внести изменения в Аукционную документацию в части уточнения срока внесения задатка с учетом того, что в соответствии с пунктом 12 приказа Министерства финансов Челябинской области от 11.12.2013 N 01/5-140 "Об Административном регламенте исполнения Министерством финансов Челябинской области государственной функции по открытию и ведению лицевых счетов" формирование и выдача клиентам выписок из лицевых счетов осуществляется не позднее следующего рабочего дня после совершения операций.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу N 14-07-18.1/16, которым установлен факт нарушения порядка допуска к участию в Аукционе (исх. N 4724/07 от 14.04.2016) (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе "Решения").
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу N 14-07-18.1/16 изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности консультанта отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства <_> на момент вынесения настоящего постановления не истек.
На составление постановления об административном правонарушении <_> не явилась, заявив ходатайство вх. N 7800 от 14.06.2016 о составлении постановления об административном правонарушении в её отсутствие с участием представителя по доверенности.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
Производство по делу N 50-7.32.4ч.6/16 об административном правонарушении в отношении консультанта отдела водопользования Управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области <_> по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявить <_> устное замечание.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель <_>
<_> (351) 265-93-79
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июня 2016 г. N 50-7.32.4Ч.6/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016