Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 2 июня 2016 г. N 34-08/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: <_> - заместитель
руководителя Управления -
начальник отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией;
<_> специалист-эксперт
отдела контроля за рекламой и
недобросовестной конкуренцией,
рассмотрев дело N 34-08/2016, возбужденное по факту распространения в журнале "Деловой квартал.Челябинск" N 04 (311) от 18.04.2016 рекламы косметических услуг сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра", в которой присутствуют непристойные образы с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона РФ "О рекламе", в отсутствие:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <_> надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела,
законного представителя ООО "Деловой квартал-ЧБ", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, установила:
В журнале "Деловой квартал.Челябинск" N 04 (311) от 18.04.2016 на стр. 27 размещена реклама, в которой присутствуют сведения: "Сеть салонов лазерной эпиляции Клеопатра. 8 800 2000 755 cleopatra.ru. Уберем траву cleopatra.ru. 790-60-90 ул. Кирова, 9, ул. Пушкина, 56, ул. 250-летия Челябинску, 14"", а также визуальные женский и мужской образы без одежды.
Из выходных данных журнала "Деловой квартал.Челябинск" следует, что издателем журнала является ООО "Деловой квартал -ЧБ" (454091, г. Челябинск, ул. Мопра, д. 10, офис 405 А.
Челябинским УФАС России по факту нарушения возбуждено дело по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". К участию в рассмотрении дела привлечено ООО "Деловой квартал -ЧБ".
ООО "Деловой квартал-ЧБ" письмом вх. N 5926 от 10.05.2016 предоставило документы на размещение рекламы, а именно договор N ДКЧБ N 117 от 08 апреля 2016 года между ООО "Деловой квартал-ЧБ" и гр. <_> а также согласованный макет рекламы. Из представленных документов усматривается, что рекламодателем рекламы является гр. <_>
Определением исх. N 6024/08 от 13.05.2016 Челябинское УФАС России отложило рассмотрение дела и привлекло в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства <_>
<_> в письменных объяснениях вх. N 7036 от 30.05.2016 указал, что разместил в журнале "Деловой квартал.Челябинск" рекламу косметических услуг сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра" по своей инициативе. Пояснения относительно нарушения рекламного законодательства <_> не представил.
Рассмотрение материалов приводит к следующим выводам.
Журнал "Деловой квартал.Челябинск" зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Челябинской области как информационно-рекламное издание (свидетельство ПИ N 74-00209 от 05.12.2008).
В журнале "Деловой квартал.Челябинск" N 04 (311) от 18.04.2016 на стр. 27 размещена реклама сети салонов лазерной эпиляции с использованием визуального женского и мужского образов без одежды сопровождающихся сведениями: "Уберем траву".
В силу части 6 статьи 5 Закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование непристойных образов.
Слово "непристойный" в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И.Ожегова означает "неприличный, бесстыдный". Слово "Бесстыдный" согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный". "Неприличный" - противоречащий правилам приличия. "Приличие" - правило поведения, благопристойность.
Следовательно, к непристойным образам, могут быть отнесены такие изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
В общепринятых общественных отношениях (социуме) не принято открыто демонстрировать людей без одежды.
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Обычаям делового оборота в сфере рекламы соответствует использование в ней образов людей в одежде.
В данном случае реклама косметических услуг доступна неопределенному кругу лиц, для которых показ образов людей без одежды в открытых источниках не является нормой, так как не соответствует общественной морали.
Таким образом, используемые в рекламе косметических услуг образы людей являются непристойными.
Комиссия отмечает, что реклама сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра" была рассмотрена 24 мая 2016 года на Экспертном совете при Челябинском УФАС России (далее - Экспертный совет).
Перед экспертами поставлен вопрос: "Содержит ли реклама сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра" непристойные образы
Согласно протоколу N 1 заседания Экспертного совета по применения законодательства о рекламе от 24 мая 2016 года в голосовании приняло участие 19 человек, из них 11 проголосовали за то, что в рекламе присутствуют непристойные образы, 8- против.
С учетом изложенного и результатов Экспертного совета, Комиссия признает рекламу сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра", в которой присутствуют непристойные образы ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы следует признать <_> заключившего договор N ДКЧБ N 117 от 08 апреля 2016 года ООО "Деловой квартал-ЧБ" на оказание рекламных услуг и определившего объект рекламирования.
В силу пункта 3.2. данного договора за содержание предоставленной информации ответственность несет рекламодатель в полном объеме.
Поскольку <_> не представил Комиссии материалы о том, что в журнале "Деловой квартал.Челябинск" прекращено распространение рекламы сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра", в которой присутствуют непристойные образы, Челябинское УФАС России считает необходимым выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу сети салонов лазерной эпиляции "Клеопатра", в которой присутствуют непристойные образы, размещенную в журнале "Деловой квартал.Челябинск" N 04 (311) от 18.04.2016, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <_>
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 июня 2016 г. N 34-08/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016