Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 29 июня 2016 г. N 03-10.1/152-2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Цирикидзе Олега Олеговича (далее - Заявитель) на действия БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки "Поставка соков и нектаров" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352200032616000175) (далее - электронный аукцион),
в присутствии <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 4543 от 22.06.2016) жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4179 от 23.06.2016) Заказчиком были представлены материалы закупки (вх. N 4615 от 24.06.2016), из которых следует, что 07.06.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) размещены извещение и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 499998,07 руб.
08.06.2016 Заказчиком были внесены изменения в документацию об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 17.06.2016 на участие в аукционе поступило двенадцать заявок, пяти участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.
Согласно протоколу проведения аукциона от 20.06.2016 пять участников закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение в сумме 352498,07 руб. сделал участник N 12.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 21.06.2016 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "Сельхозпродинвест".
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 1 части 17 документации об аукционе установлено аналогичное требование к составу первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
В Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе был установлен перечень поставляемых товаров, а также минимальные и максимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие товаров требованиям, установленным Заказчиком, в том числе следующие требования:
Наименование объекта закупки |
Описание объекта закупки |
Соки и нектары |
Соки восстановленные или нектары осветленные фруктовые, фасованные не менее 0,8 л и не более 3 литров, в ассортименте: Апельсиновый - 2255 литров, Грушевый - 2256 литров, Абрикосовый - 2256 литров, Персиковый - 2256 литров, Яблочный - 2256 литров. |
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 17.06.2016 указано, что Заявителю (заявка N 2) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:
"Отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 2 на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ за непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об электронном аукционе, а именно: участник закупки в первой части заявки предлагает к поставке "соки и нектары - апельсиновый, грушевый, абрикосовый, персиковый, яблочный", но не указывает конкретные показатели товара: каких соков, а какие нектары, что противоречит разделу 17 и приложению N 1 документации об электронном аукционе".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в заявке Заявителя в отношении поставляемого товара указаны следующие показатели:
Наименование объекта закупки |
Описание объекта закупки |
Соки и нектары |
Соки восстановленные и нектары осветленные фруктовые, фасовка 1 л, в ассортименте: Апельсиновый - 2255 литров, Грушевый - 2256 литров, Абрикосовый - 2256 литров, Персиковый - 2256 литров, Яблочный - 2256 литров. |
В жалобе Заявителя содержится следующее утверждение:
"Ввиду того, что Заказчик не указал конкретные требования к виду поставляемого Товара, указав альтернативную вариацию сок восстановленный или нектар, при составлении заявки данное требование было воспринято ИП Цирикидзе О.О. буквально и был подобран соответствующий требованиям Товар.
В составе заявки Заявителя указаны сведения о предлагаемых к поставке товарах, в частности сок восстановленный и нектар по пяти наименованиям вкусовых характеристик, что полностью соответствует требованиям аукционной документации.
Аукционная комиссия в причине отклонения указывает, что "данное предложение не соответствует требованиям заказчика и не дает возможности определить конкретные показатели товара: каких соков, а какие нектары".
Вместе с тем, в противоречие выводам аукционной комиссии, из положений аукционной документации не следует необходимость указания конкретных показателей товара: каких соков, а какие нектары.
Таким образом, заявка ИП Цирикидзе О.О. с заявленной характеристикой Товара полностью соответствовала вышеуказанным значениям и показателям, установленным Заказчиком".
В представленных возражениях Заказчиком указано:
"Участник закупки должен был указать конкретные показатели товара, а именно, что предлагает к поставке: апель-синовый сок или апельсиновый нектар. Указав "соки и нектары" участник закупки не конкретизировал, что предлагает к поставке".
Комиссия считает, что отсутствие инструкции заполнения первой части заявки предполагает возможность указания участниками закупки только одного из значений поставляемого товара "Соки или нектары" и необоснованно исключает указание одновременно обоих значений использования товара.
Кроме того, разночтение в Приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об аукционе - в графе "Наименование объекта закупки" указано "Соки и нектары", а в графе "Описание объекта закупки указано" "Соки восстановленные или нектары" - ввело участников аукциона в заблуждение, о чем свидетельствует решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе трем участникам закупки по аналогичному обоснованию.
В связи с чем Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что данное нарушение повлекло принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с чем признала жалобу обоснованной.
3.2. Согласно пункту 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Однако в нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе, извещение об аукционе не содержит информации о том, требуется либо не требуется осуществление банковского сопровождения контракта.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Цирикидзе Олега Олеговича на действия БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Поставка соков и нектаров" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352200032616000175).
2. Признать в действиях БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 8 статьи 42, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/152-2016
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
29 июня 2016 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
Шевченко А.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Цирикидзе Олега Олеговича на действия БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Поставка соков и нектаров" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352200032616000175) (далее - электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 8 статьи 42, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 29.06.2016 N 03-10.1/152-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии в срок до 18.07.2016 отменить Протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) информацию об отмене протоколов.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения электронного аукциона;
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене Протоколов, Протокола проведения электронного аукциона, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 29.06.2016 по делу 03-10.1/152-2016.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 настоящего предписания и продолжить проведение электронного аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером заявки 12, то есть с 352498,07 руб. В случае отсутствия при продолжении проведения электронного аукциона предложений о снижении размера последнего (минимального) предложения о цене контракта, предложение участника закупки с номером заявки 12 считать лучшим.
6. БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 29.06.2016 по делу N 03-10.1/152-2016.
7. БУЗОО "КПБ им. Н.Н.Солодникова", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1-5 настоящего предписания в срок до 19.07.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Шевченко А.Н.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 июня 2016 г. N 03-10.1/152-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016