Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
N 05-02/105-18 (опубликовано 1 июля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01.07.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - заявитель) на действия заказчика Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений Куртамышского водохранилища на р. Куртамыш в городе Куртамыш Куртамышского района Курганской области (извещение N 0143300044416000030), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 3761 от 22.06.2016) на действия заказчика Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений Куртамышского водохранилища на р. Куртамыш в городе Куртамыш Куртамышского района Курганской области (извещение N 0143300044416000030)
В жалобе заявитель указал, что установление сроков действия контракта (п. 6.2 Проекта контракта) не соответствующих срокам исполнения обязательств по контракту, а именно несоразмерное увеличение срока действия контракта по отношению к срокам выполнения обязательств по контракту с учетом обязательств по приемке и оплате работ неправомерно. Указание завышенного срока действия контракта, влечет за собой дополнительные затраты на продление банковской гарантии.
Полагает, что в аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, в аукционной документации должен быть указан конкретный срок действия банковской гарантии.
Указывает, что Заказчик, не установив условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), нарушает п. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика представил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе.
С доводом, изложенным в жалобе, не согласен по основаниям, указанным в возражении.
Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 06.06.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений Куртамышского водохранилища на р. Куртамыш в городе Куртамыш Куртамышского района Курганской области (извещение N 0143300044416000030).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 28 170 140,00 рублей.
Дата начала подачи заявок - 06.06.2016, дата окончания подачи заявок - 22.06.2016.
Заказчиком является Администрация г. Куртамыша.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС контракт не заключен.
В п. 6.1, 6.2 Проекта контракта указаны сроки действия Контракта: начальный срок - со дня заключения Контракта, конечный срок - 31 декабря 2018 года. В части взаиморасчётов Контракт действует до полного исполнения обязательств Сторонами, устанавливаются следующие сроки выполнения работы: начальный срок выполнения работы - со дня заключения Контракта, конечный срок выполнения работы - 14 сентября 2018 года.
Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В силу того, что Законом о контрактной системе не установлены правила, регулирующие срок действия контракта, заказчик в Проекте контракта указывает срок выполнения работ, срок действия контракта в соответствии с Гражданским законодательством.
В связи с чем, довод заявителя, о том, что в Проекте контракта Заказчик неправомерно установил срок действия контракта не в соответствии со сроком действия обязательств по контракту, является необоснованным.
В соответствии с п. 9.1 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
В силу ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами; срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Предлагаемый заказчик срок действия банковской гарантии не является конкретным.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России, установлено в действиях Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области нарушение п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении конкретного срока предоставления обеспечения исполнения контракта (срока действия банковской гарантии).
Далее, согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 190 не устанавливают обязанность государственных заказчиков указывать в документации о закупке положения об отсрочке уплаты неустоек.
Таким образом, довод заявителя о наличии в действиях заказчика признаков нарушения ч. 6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
На основании данных норм участник обязан представить свидетельство саморегулируемой организации, если объект закупки включает виды работ по ремонту, предусмотренные в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 (далее - Приказ N624).
Согласно пп. 23.18 п. 23 "Монтажные работы" Приказа N624 среди видов монтажных работ указан монтаж оборудования гидроэлектрических станций и иных гидротехнических сооружений, в п. 30 Приказа N624 указаны Гидротехнические работы.
Объект данной закупки - Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений Куртамышского водохранилища на р. Куртамыш в городе Куртамыш Куртамышского района Курганской области.
В аукционной документации в разделе "Сметная стоимость и сроки выполнения работ по мероприятию "Капитальный ремонт комплекса гидротехнических сооружений Куртамышского водохранилища на р. Куртамыш в городе Куртамыш Куртамышского района Курганской области, финансируемых за счёт средств консолидированного бюджета Курганской области" указаны виды работ, в том числе строительно - монтажные работы.
В пп. 1 п. 1.6.3 раздела 1.6 "Требования к участникам аукциона" аукционной документации указано, что к участника аукциона предъявляются единые требования, предъявляемые к участникам аукциона в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом аукциона: соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом аукциона.
Согласно п. 2,3, 3.26 раздела "Подготовка заявки на участие в аукционе" вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 1.6.3 и пунктом 1.6.4 (при наличии таких требований) настоящей документации, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 1.6.3 настоящей документации; копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об аукционе;
В силу п. 1 ч. 1 Ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 3 ч. 5 Ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так как предметом закупки являются работы, включенные в Приказ N 624 которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать соответствующее свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией, или копию такого свидетельства, а также требование о наличии допуска СРО должно быть установлено заказчиком к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сведениями вторых частей заявок на участие в электронном аукционе во второй части заявок участники закупки представили лицензию СРО.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Заказчиком допущены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившегося в не установлении требование о наличии допуска СРО, п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившегося в не установлении требования во второй части заявки по наличию СРО.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области нарушение п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении конкретного срока предоставления обеспечения исполнения контракта (срока действия банковской гарантии).
3. Признать в действиях заказчика - Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении требование о наличии допуска СРО, выразившееся в неустановлении требования во второй части заявки по наличию СРО.
4. Заказчика - Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области предписание об устранении нарушений п. 1 ч.1 ст. 31, п. 3, ч. 5 ст. 66 не выдавать, так как указанное нарушение не повлияло на результат торгов.
5. Выдать заказчику - Администрации г. Куртамыша Куртамышского района Курганской области об устранении нарушений п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, путем внесения изменений в проект контракта при его заключении.
6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области N 05-02/105-18 (опубликовано 1 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 1.7.2016