Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 04-20-11-2016 (опубликовано 8 июля 2016 г.)
Комиссия Забайкальского УФАС России в составе:
Председатель Комиссии: руководитель управления;
Члены Комиссии:
заместитель руководителя управления;
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок;
рассмотрев жалобу N11 от УФПС Забайкальского края - филиала ФГУП "Почта России" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на действия заказчика - КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" при проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182),
при участии в заседании:
представителей заявителя УФПС Забайкальского края - филиала ФГУП "Почта России";
представителей заказчика - КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края", установила:
В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от УФПС Забайкальского края - филиал ФГУП "Почта России" (вх. от 30.06.2016 N2815) на действия заказчика - КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" при проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182).
Заявитель в жалобе указывает следующее.
Краевым государственным автономным учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" на сайте zakupki.gov.ru 21.06.2016 года размещено извещение (документация) о проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182). Цена договора определена в сумме 480 000 рублей.
Закупка размещена без возможности предоставления участниками заявок и определена как закупка у единственного поставщика.
27.06.2016 года на указанном сайте был размещен протокол согласно которому в качестве единственного поставщика определено Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации.
Указанные действия заказчика незаконны, не соответствуют нормам законодательства о защите конкуренции по следующим основаниям.
Закупка у единственного поставщика - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливается Положением о закупке Заказчика (ч.2 ст.2 Закона N223-Ф).
Согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд Краевого государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края документация", размещенному на официальном сайте, заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом, согласно п. 5.8 Положения закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) без рассмотрения конкурирующих предложений могут осуществляться следующие закупки: закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) уникальных товаров (работ, услуг); закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) условно-постоянной продукции и т.п.
При размещении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным, в противном случае такие действия заказчика могут являться действиями, ограничивающими конкуренцию. Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика по применению Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (например дело N А60-47219/2014).
Наряду с этим, основания для осуществления закупки именно у единственного поставщика не определены извещением и не содержатся в информации о закупке, размещенной на сайте.
Фактически осуществление доставки закрытой и открытой корреспонденции для заказчика может осуществляться различными хозяйствующими субъектами, обладающими необходимым уровнем квалификации. Проведение процедуры закупки у единственного поставщика в случае закупки услуги доставки открытой и закрытой корреспонденции противоречит положениям действующего законодательства.
В рассматриваемом случае, указанные действия заказчика не обеспечивают единства экономического пространства, не создают условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей предприятия в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, не обеспечивают расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствуют развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивают гласности и прозрачности закупки.
Действие Заказчика по определению способа закупки у единственного поставщика (неконкурентный способ) фактически привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном конкретном товарном рынке, поскольку ФГУП "Почта России" было лишено возможности участвовать в конкурентных закупочных процедурах.
Таким образом, в действиях заказчика содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель просит признать действия заказчика - Краевого государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" о проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182) незаконными.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили следующее.
При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ N223 "О закупке товаров отдельными видами юридических лиц", нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГАУ "МФЦ Забайкальского края" со всеми изменениями и дополнениями (далее - Положение).
В соответствии с п. 5.8.2. Положения закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров (работ, услуг), для которых существует конкурентный рынок, осуществляется путем изучения рынка, сравнением цены и другими условиями поставки продукции, исходя из общедоступных источников информации (копий официальных прайс-листов, публичных оферт, распечаток данных сайтов поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных подобных источников) или путем получения предложений от потенциальных поставщиков.
Решение о выборе единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается директором, или иным лицом, имеющим право подписания заключаемого по результатам закупки договора, при стоимости закупки до 3 000 000 рублей с НДС, а также выбора подрядчика на выполнение работ по ремонту нежилых помещений, при стоимости закупки до 5 000 000,00 рублей с НДС, а также заключение договора аренды и покупка недвижимого имущества в соответствии с пп. д) п. 5.9.5. до 16 000 000,00 рублей с НДС, на основании информации о проведенном Заказчиком анализе рынка, с учетом выбора наименьшей цены.
Указанная закупка (извещение N 31603797182) проведена в соответствии с п.п. а) п.5.8.2., 5.8.3 Положения, исходя из поступивших коммерческих предложений от потенциальных исполнителей (ИП Барахоева И.И., вх. N2002 от 24.06.2016 г., РОСИНКАС, вх. N2014 от 27.06.2016 г., ФГУП "Главный центр Специальной связи", вх. N2013 от 27.06.2016 г., УФПС Забайкальского края - филиал ФГУП "Почта России", вх. N от 22.06.2016 г.), с учетом выбора наименьшей цены.
В своей жалобе Заявитель ссылается на п. 5.8. Положения Заказчика, а именно: закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику), либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика (исполнителя, подрядчика) без рассмотрения конкурирующих предложений. Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) подразделяются на:
а) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) уникальных товаров (работ, услуг) (п.5.9 Положения).
б) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий (п.5.10 Положения).
в) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) условно-постоянной продукции (п.5.11 Положения).
Вместе с тем, в указанный пункт Положения внесены изменения, утвержденные 09.12.2015 года Решением Наблюдательного совета КГАУ "МФЦ Забайкальского края" и размещены на сайте zakupki.gov.ru 14.12.2015 года, которые не были учтены Заявителем при подаче жалобы на действия заказчика.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
21.06.2016 на официальном сайте ЕИС заказчиком - КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182).
В соответствии с Извещением цена договора установлена в размере 480 000,00 рублей.
Согласно прочим условиям, установленным Извещением: "данная закупка не является торгами (конкурсом или аукционом). Размещение информации о закупке на официальном сайте носит информационный характер и не имеет целью отбор участников закупки для заключения договора с заказчиком".
01.07.2016 КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" заключен Договор по доставке открытой и закрытой корреспонденции N6412 с Российским объединением инкассации (РОСИНКАС) ЦБ РФ на сумму 480 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением Наблюдательного совета КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" (далее - КГАУ "МФЦ Забайкальского края") от 28.11.2014 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" (далее - Положение о закупке).
Частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В соответствии с изменениями в Положение о закупке от 09.12.2015, в пункте 5.8.2 установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров (работ, услуг), для которых существует конкурентный рынок, осуществляется путем изучения рынка, сравнением цены и другими условиями поставки продукции, исходя из общедоступных источников информации (копий официальных прайс-листов, публичных оферт, распечаток данных сайтов поставщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных подобных источников) или путем получения предложений от потенциальных поставщиков.
Решение о выборе единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается директором, или иным лицом, имеющим право подписания заключаемого по результатам закупки договора, при стоимости закупки до 3 000 000 рублей с НДС, а также выбора подрядчика на выполнение работ по ремонту нежилых помещений, при стоимости закупки до 5 000 000,00 рублей с НДС, а также заключение договора аренды и покупка недвижимого имущества в соответствии с пп. д) п. 5.9.5. до 16 000 000,00 рублей с НДС, на основании информации о проведенном Заказчиком анализе рынка, с учетом выбора наименьшей цены (пункт 5.8.3 Положения о закупке).
Пунктом 8.6.1 Положения о закупке установлено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) проводится в следующем порядке.
а) подготовка пояснительной записки с обоснованием необходимости проведения закупки неконкурентным способом в соответствии с настоящим Положением с обоснованием выбора поставщика. Указывается стоимость продукции, предлагаемая поставщиком (исполнителем подрядчиком), и если это возможно, сравнение данной цены не менее чем с двумя официально полученными в ответ на запрос заказчика предложениями иных поставщиков (подрядчика, исполнителя);
б) одобрение кандидатуры поставщика (исполнителя, подрядчика), существенных условий проекта договора решением закупочной комиссии (в случае, если данная закупка не предусмотрена утвержденным Планом закупки);
в) размещение на официальном сайте извещения о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), документации о закупке, проекта договора (в тексте извещения о проведении закупки может быть указано, что оно является документацией о закупке и в этом случае отдельно документация о закупке не размещается) в срок не позднее чем за 3 (три) дня до даты подписания договора;
г) заключение договора с утвержденным (одобренным) поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
На заседание Комиссии заказчиком представлено:
- копия письма КГАУ "МФЦ Забайкальского края" от 23.06.2016 в адрес РОИ "Росинкас" о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;
- копия письма КГАУ "МФЦ Забайкальского края" от 24.06.2016 в адрес УСС по Забайкальскому краю о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;
- копия письма КГАУ "МФЦ Забайкальского края" в адрес о предоставлении стоимости тарифов по доставке открытой/закрытой корреспонденции;
- копии ответов РОИ "Росинкас", УСС по Забайкальскому краю, ИП;
- копия обращения УФПС Забайкальского края - филиал ФГУП "Почта России" от 08.06.2016 о предложении по привлечению ФГУП "Почта России" к доставке документов МФЦ;
- Обоснование выбора исполнителя и цены на доставку открытой/закрытой корреспонденции от 27.06.2016 б/н, в соответствии с которым представлены цены РОИ "Росинкас", УСС по Забайкальскому краю, ИП, ФГУП Почта России, а также итоги сравнения показателей - указано на целесообразность заключения договора с РОСИНКАС ЦБ РФ.
В соответствии с пояснениями представителей заказчика представленное Обоснование выбора исполнителя и цены на доставку открытой/закрытой корреспонденции от 27.06.2016 б/н является пояснительной запиской по указанной закупке. Пояснить, почему Извещение о закупке размещено раньше Пояснительной записки пояснить затруднились.
27.06.2016 заказчиком размещен Протокол заседания закупочной комиссии N43/2016, в соответствии с которым путем выбора наименьшей цены, исходя из коммерческих предложений представленных специализированными организациями закупочная комиссия приняла решение о соответствии единственного участника - РОСИНКАС ЦБ РФ.
Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что заказчиком не соблюден порядок проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленный Положением о закупке.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Комиссия Забайкальского УФАС России пришла к выводу, что закупка у единственного поставщика не является торгами (конкурсом или аукционом), запросом котировок цен на товары или запросом предложений.
Таким образом, Комиссией Забайкальского УФАС России в действиях заказчика - КГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Забайкальского края" при проведении закупки у единственного поставщика на доставку открытой и закрытой корреспонденции (извещение N 31603797182), нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции не установлено.
При этом Комиссией отмечено, что установление в Положении о закупке возможности заключения договоров без проведения конкурентных процедур (неконкурентным способом) содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с указанным, материалы жалобы подлежат передаче в Отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу N11 от УФПС Забайкальского края - филиал ФГУП "Почта России" необоснованной.
Передать материалы жалобы в Отдел антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России для рассмотрения на предмет нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 04-20-11-2016 (опубликовано 8 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016