Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 6 июля 2016 г. N Т16/93
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела - Шишовой Н.Н.,
главного специалиста-эксперта Кокарева Н.В.,
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дело N Т16/93 по жалобе ООО "Лабпроверка" на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" (далее также - заказчик, организатор закупки) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и проверке боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции (извещение N 31603715788),
в присутствии представителей ответчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" - ////////////////////////////////////////////////////,
в отсутствии представителя заявителя - ООО "Лабпроверка", надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела, установила:
В Тюменское УФАС России 27.06.2016 поступила жалоба ООО "Лабпроверка" на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и проверке боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции (извещение N 31603715788).
По мнению заявителя, заказчик незаконно отклонил от участия в закупке заявку общества на основании того, что в ее составе отсутствовали документы, предусмотренные пп. 12.2.2.2 - 12.2.2.4 закупочной документации, что по его мнению является незаконным, т.к указанные документы прикладываются заявителем при регистрации на электронной торговой площадке.
Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, а также, ч. 17 указанной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции закреплено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, и принята к рассмотрению по существу.
В заседание комиссии заказчиком представлены материалы и документы по проведению выше обозначенной закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которым заявка общества была правомерно отклонена закупочной комиссией ввиду несоответствия требованиям, предусмотренным Положением о закупке, а также документацией о закупке. Основанием для принятия комиссией указанного решения послужило то обстоятельство, что в составе заявки ООО "Лабпроверка" отсутствовали документы, поименованные в пп. 12.2.2.2 - 12.2.2.4 закупочной документации. Приложение этих документов в составе заявки предусмотрено разделом 16.5 Положением о закупке.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в процедуре от 24.06.2016 N 31603715788 заявка ООО "Лабпроверка" была отклонена от участия в закупке по вышеизложенным основаниям.
Комиссия, заслушав представителей заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 18.03.2014 Вр.И.О. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области Поповой А.Ю. во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации закупочной деятельности утверждено Положение о о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области".
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Комиссией также установлено, что 30.05.2016 (МСК+2) заказчиком извещением N 31603715788 на официальном сайте www: zakupki.gov.ru объявлено о проведении открытого аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и проверке боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции.
До окончания установленного извещением срока подачи заявок (до 20.06.2016) на участие в указанном аукционе поступило 2 (две) заявки, в том числе и от ООО "Лабпроверка".
24.06.2016 комиссия по проведению закупок рассмотрела заявки, поступившие на участие в ней на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в документации, по результатам чего был составлен протокол N 31603715788 от 24.06.2016.
Как усматривается из содержания указанного протокола, заявка ООО "Лабпроверка" единогласным решением комиссии была отклонена по основанию не соответствия заявки общества требованиям закупочной документации (отсутствуют документы, поименованные в пп. 12.2.2.2 - 12.2.2.4 закупочной документации).
Исходя из представленных заказчиком документов и материалов, касающихся проведения вышеуказанного запроса цен, Комиссия считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, однако они должны соответствовать внутреннему положению о закупке, разработанному в соответствии с Законом о закупках.
При этом, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с п. 4.3 Положения о закупке типовые формы документации о закупке разрабатываются индивидуально к каждой закупке.
Частью 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пп. 3,4, 5 п. 16.5.3 Положения о закупке заявка на участие в аукционе должна содержать сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку, в т.ч:
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника процедуры закупки в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе (пп. 3);
- копии учредительных документов участника процедуры закупки (для юридических лиц) (пп.4);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения договора, обеспечение гарантийных обязательств являются крупной сделкой.
В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечение исполнения договора, обеспечение гарантийных обязательств не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки представляет соответствующее письмо (пп. 5).
Во исполнение названных требований Положения о закупке в перечень документов, представляемых заявителями в составе заявок на участие в закупке, в закупочную документацию включены, в т.ч следующие документы:
- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в закупке должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в закупке должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица (пп. 12.2.2.2);
- копии учредительных документов участника закупки, заверенные надлежащим образом (для юридического лица) (пп. 12.2.2.3);
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом договора, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора является крупной сделкой. В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечение исполнения договора, обеспечение гарантийных обязательств не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки представляет соответствующее письмо (п. 12.2.2.4).
Таким образом, требование о представлении в составе заявке вышеуказанных документов предусмотрено п. 16.5.3 Положения о закупке.
Согласно п. 16.6.3 Положения о закупке протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать:
1) сведения об участниках процедуры закупки, подавших заявки на участие в аукционе;
2) решение о допуске участника процедуры закупки к участию в аукционе и о признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника процедуры закупки к участию в аукционе с обоснованием такого решения и указанием пунктов настоящего Положения, которым не соответствует заявка на участие в аукционе;
В силу п. 8.1.1 Положения о закупке в качестве основания недопуска закупочной комиссией заявки до участия в закупке является непредоставление документов, определенных в документации о закупке либо наличия в документах недостоверных сведений об участнике процедуры закупки или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание которых осуществляется закупка.
Из обзора копии заявки ООО "Лабпроверка", представленной ответчиком в материалы дела Комиссией установлено, что в ее составе отсутствуют документы, поименованные в пп. 12.2.2.2 - 12.2.2.4, на основании чего она к приходит к выводу о правомерности отклонения закупочной комиссией заявки общества.
Довод заявителя о том, что обозначенные документы были им размещены на электронной торговой площадке не может быть принят Комиссией во внимание на основании того, что Законом о закупках установлено, что именно Положение о закупке является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, соответственно, требование о приложении в состав заявки конкретных документов является обязанностью участника закупки, вне зависимости от того, размещены они в свободном доступе, или нет.
Также следует отметить, что обозначенные заявителем документы были размещены им на электронной торговой площадке для регистрации, а не участия в конкретной закупке, и они на дату подачи заявки могли потерять свою актуальность.
В силу ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пп. 10 п. 16.5.3 заказчик вправе установить в документации об аукционе другие требования к заявке на участие в аукционе, не противоречащие настоящему Положению.
Согласно п. 6 документации об электронном аукционе участник закупки описывает предлагаемые услуги в соответствии с требованиями, указанными в Приложениях N 1,2 к настоящей документации.
Так, приложение N 2 к закупочной документации представляет из себя техническое задание на оказание услуг ТО и проверки боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции, в котором исполнитель описывает поставляемый материал, сроки его поставки и др.
Таким образом, документация о закупке содержит в себе документ, в котором участники закупки описывают поставляемый товар.
Вместе с тем, из обзора заявок ООО "Восток Пост" и ООО "Лабпроверка", поступивших согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке, Комиссией установлено, что в составе обеих заявок указанное приложение N 2 отсутствует, что является в соответствии с п. 8.1.1 Положения о закупке безусловным основанием для отклонения обеих заявок от участия в закупке.
Вместе с тем, согласно названному протоколу рассмотрения заявок аукционная комиссия допустила до нее заявку ООО "Восток Пост".
С учетом изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Лабпроверка" на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и проверке боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции (извещение N 31603715788) необоснованной.
2. Признать в действиях ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" и констатировать нарушение п. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" пп. 10 п 16.5.3 Положения о закупках.
2. Выдать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 31603715788 от 24.06.2016 и повторном рассмотрении заявок, поступивших на участие в закупке в соответствии с Положением о закупке и требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и Положением о закупках.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии: Н.Н. Шишова
Н.В. Кокарев
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N Т16/93
06.07.2016 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии: |
Верзун Ю.Д.
|
- начальник отдела, |
|
Члены комиссии: |
Шишова Н.Н.
Кокарев Н.В. |
- заместитель начальника отдела,
- главный специалист-эксперт, |
|
|
|
|
|
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 06.07.2016 по делу N Т16/93 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Лабпроверка" на действия ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и проверке боксов микробиологической безопасности и фильтров системы вентиляции (извещение N 31603715788), предписывает:
1. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Тюменской области" в срок до 15.07.2016 устранить нарушение п. 6 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" пп. 10 п 16.5.3 Положения о закупках отмены протокола вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок N 31603715788 от 24.06.2016 и повторном рассмотрении заявок, поступивших на участие в закупке в соответствии с Положением о закупке и требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и Положением о закупках.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии: Н.Н. Шишова
Н. В. Кокарев
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 июля 2016 г. N Т16/93
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016