Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 4 июня 2016 г. N 05-02/107-16
Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04.06.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее- Заявитель) на действия заказчика Администрации Белозерского района (далее- Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области (извещение N 0143300025016000020), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 3849 от 27.06.2016 г.) на действия заказчика в лице Администрации Белозерского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области (извещение N 0143300025016000020).
В жалобе Заявитель указал на нарушения Заказчиком п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе. Считает, что в нарушение вышеуказанной нормы Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Также полагает, что в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Локальной смете N1-1 содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.
Считает, что заказчиком в нарушение требований ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, например, такие, как наличие опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации.
Представители Заказчика представили письменные возражения по доводам изложенным в жалобе.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 11.06.2016 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0143300025016000020 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области.
Начальная (максимальная) цена контракта- 14 225 360,00 рублей.
Заказчиком является Администрация Белозерского района.
Дата и время начала подачи заявок 11.06.2016 09:30
Дата и время окончания подачи заявок 27.06.2016 10:00.
На момент рассмотрения жалобы комиссией Курганского УФАС закупка находилась на этапе подписания Протокола рассмотрения заявок.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 15 ст. 12 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика "Жилищно- гражданское строительство" (п. 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, что исключает обязательное условие наличия у участника закупки специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В Информационной карте Заказчиком установлены единые требования к участникам аукциона. П.1 ч. 23 Информационной карты установлено:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): жилищно- гражданское строительство.
Следовательно, требование, установленное п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 соблюдено Заказчиком путем установления единых требований к участникам аукциона в п.1 ч. 23 Информационной карты.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации требований к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является необоснованным.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В дополнительной информации к Техническому заданию на выполнение работ Заказчиком установлено, что в случае, если в документации об электронном аукционе, техническом задании, локально- сметных расчетах или в документах рабочего проекта имеются указания на товарные знаки, все вышеперечисленные указания рассматриваются участниками закупки как указания, которые сопровождаются словами "или эквивалент".
Довод Заявителя об указании Заказчиком на товарные знаки в Локальной смете N1-1 без обязательной оговорки об эквивалентности является не обоснованным.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В нарушение вышеуказанной нормы в информационной карте аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии у таковых опыта работы, связанного с предметом контракта.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии в аукционной документации Заказчика требований к участникам закупки о наличии у таковых опыта работы, связанного с предметом контракта является обоснованным.
Комиссией Курганского УФАС России жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 3849 от 27.06.2016 г.) на действия заказчика в лице Администрации Белозерского района при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области (извещение N 0143300025016000020) признана обоснованной в части заявленных требований.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка.
В ходе внеплановой проверки, Комиссией Курганского УФАС установлено, что в соответствии с п. 11.1 Проекта муниципального контракта оплата промежуточного этапа работ или всего комплекса выполненных работ производится Заказчиком из средств бюджета района, с привлечением средств за счет субсидий, выделяемых из Федерального, областного бюджета и иных внебюджетных фондов местному бюджету, в срок не позднее 30 дней, а так же после подписания Акта о приемке выполненных работ, Справки о стоимости выполненных работ и затрат путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика на основании счета подрядчика. Авансирование не предусмотрено, оплата производится в безналичной форме платежными поручениями на расчетный счет подрядчика при наличии поступлений бюджетных средств.
В силу ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Таким образом, проект муниципального контракта на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области не позволяет определить потенциальным участникам закупки конкретные порядок и сроки оплаты по контракту, следовательно, разработан с нарушением требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной в части заявленных требований.
Признать в действиях Заказчика- Администрации Белозерского района нарушения:
- п. 3. ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении требований к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта;
- ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в контракте обязательного условий о порядке и сроках оплаты.
3. Выдать заказчику - Администрации Белозерского района предписание об устранении нарушений п. 3 ч.2 ст. 31, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, путем аннулирования электронного аукциона на капитальный ремонт здания МКОУ "Романовская СОШ" по пер. Школьный, 1 в с. Романовское Белозерского района Курганской области (извещение N 0143300025016000020) признана обоснованной в части заявленных требований.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 4 июня 2016 г. N 05-02/107-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016