Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 4 июля 2016 г. N 1-00-1140/77-16
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в присутствии представителей:
АО "Особые экономические зоны"
в отсутствие:
ООО "Инженерная компания "555" (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 28.06.2016 NИШ/27817),
рассмотрев жалобу ООО "Инженерная компания "555" на действия заказчика - АО "Особые экономические зоны" при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту пяти частотных преобразователей для лифтов, находящихся в здании Инженерного центра, расположенного на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска (реестровый N 31603688033),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Инженерная компания "555" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Особые экономические зоны" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту пяти частотных преобразователей для лифтов, находящихся в здании Инженерного центра, расположенного на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска (реестровый N 31603688033) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "ОЭЗ" Заказчика (далее - Положение) размещено 27.10.2014 в Едином информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система, Официальный сайт).
Согласно представленным материалам и информации на Официальном сайте 23.05.2016 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 03.06.2016. Подведение итогов - 10.06.2016.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений участников запроса предложений от 10.06.2016 N473 ЗП-10/2016/2 Заявителю отказано в допуске на участие в Закупке на основании п. 4 ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 42 Положения, пп. 1 п. 7.1 части 7 документации о проведении запроса предложений в связи с несоответствием предложения требованиям п. 3.1., п. 3.4. раздела II документации, а именно: предложение на участие в запросе предложений (том Предложения), в том числе заявка о подаче Предложения (по форме N 1), не подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки (подписи выполнены при помощи факсимиле).
Согласно жалобе Заявителя, все документы на участие были подписаны факсимиле. В Закупочной документации не разъясняется то, как должны быть подписаны документы, собственноручно или при помощи факсимиле.
Использование факсимиле не является нарушением, так как факсимильная подпись является аналогом собственноручной, вместе с тем в Закупочной документации нет прямого запрета на использование данного способа подписи.
Заказчик доводам жалобы Заявителя возразил, отметив, что проставление факсимиле не оказывает волеизъявление лица, которое уполномочено подписывать заявку на участие в Закупке.
Вместе с тем, в Положении и Закупочной документации не предусмотрено выполнение подписи фотомеханическим способом при помощи факсимиле.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктами 1, 4 части 1 статьи 11 Положения установлены случаи, согласно котором при рассмотрении заявок на участие в закупке участник закупки не допускается комиссией к участию в закупке, в том числе в случае непредоставления документов, определенных документацией о закупке, либо наличия в документах, входящих в состав заявки (предложения) на участие в закупке, недостоверных и (или) противоречащих сведений об участнике закупки или о закупаемых товарах, работах, услугах; несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора, превышающего размер начальной (максимальной) цены договора (цены лота), начальной (максимальной) цены единицы товара, услуги, работы.
Согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 7.1 части 7 Закупочной документации по результатам рассмотрения предложений (заявок участников на участие в Закупке) комиссия имеет право отклонить предложения, которые:
- не отвечают требованиям документации о проведении запроса предложений, в том числе требованиям к содержанию предложения;
- участники, подавшие предложения, не соответствуют требованиям документации.
Пунктом 3.1 части 3 Закупочной документации установлено, что для участия в запросе предложений любой участник закупки представляет Заказчику лично или через своего полномочного представителя, либо посредством почтового отправления, курьерской службы в установленный настоящей документацией срок свое предложение, оформленное согласно требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.
Абзацем 2 пункта 3.1. части 3 Закупочной документации установлено, что предложение в обязательном порядке должно содержать опись входящих в его состав документов (Приложение N 1 к настоящей документации), все листы предложения на участие в запросе предложений (тома предложения) должны быть прошиты и пронумерованы. Предложение на участие в запросе предложений (том предложения) должно быть скреплено печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписано участником закупки или лицом, уполномоченным таким участником закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав предложения на участие в запросе предложений (том предложения), поданы от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе предложения на участие в запросе предложений документов и сведений.
Таким образом, в Закупочной документации содержится требование к участникам Закупки, согласно которому документы, входящие в состав заявки (предложения) на участие в Закупке должны быть подписаны участником закупки, либо уполномоченным лицом.
Согласно пояснениям Заказчика, Заявитель представил заявку на участие в Закупке, подписанную при помощи факсимиле.
Кроме этого, Заказчиком проведена экспертиза, согласно которой автономная некоммерческая организация "Экспертно-криминалистический центр "Судебная экспертиза" подтвердила, что подпись документов Заявителя, входящих в состав заявки на участие в Закупке, выполнена штемпельной краской фотомеханическим способом при помощи факсимиле (заключение специалиста о проведении технико-криминалистического исследования от 16.06.2016 N188/16).
Также, данный факт отражен в тексте жалобы Заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, использование факсимиле допускается, если это предусмотрено законодательно, либо, если между сторонами заключено соглашение на использование факсимиле.
Однако, Законом о закупках, Положением, Закупочной документацией Заказчика не предусмотрена возможность использования факсимильной подписи, также между Заказчиком и Заявителем не заключено соглашение на использование данного способа подписи документов.
Следовательно, использование факсимильной подписи при подписании документов, входящих в состав заявки на участие в Закупке, не допускается.
Заявителем нарушено требование, установленное в пункте 3.1. части 3 Закупочной документации Заказчика.
Таким образом, Комиссия признала жалобу Заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на проведение торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 28.06.2016 N ИШ/27187.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июля 2016 г. N 1-00-1140/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016