Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 7 июля 2016 г. N 3854/02
Резолютивная часть оглашена 05.07.2016
В полном объеме изготовлено 07.07.2016 Великий Новгород
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Управление) Виниченко Ольга Сергеевна, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N12, возбужденного в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество, сетевая организация) (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; почтовый адрес: площадь Конституции, д. 3, литера "А", г. Санкт-Петербург, 196247; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785) по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
В Новгородское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление <В_> (вх. N2988от 10.05.2016 Управления).
В заявлении указано, что между <В_> и ПАО "МРСК Северо-Запада" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.09.2015 N 65-03049-И/15.
В соответствии с пунктом 5 указанного договора срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Соответственно, срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Общества по договору от 02.09.2015 N 65-03049-И/15 истек 03.03.2016.
Однако в установленный срок технологическое присоединение объекта заявителя сетевой организацией не осуществлено.
ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" в своем письме от 31.05.2016 N МР2/6-05-01-13/568 сообщило, что по состоянию на 30.05.2016 уведомлений от заявителя об исполнении технических условий в адрес сетевой организации не поступало. Кроме того, заявителю <В_> 19.05.2016 направлено уведомление о готовности сетевой организации в 5-ти дневный срок после предъявления комплекса энергопринимающего устройства исполнить мероприятия по технологическому присоединению, так как приобретены необходимые материалы, строительно-монтажные работы будут проведены собственными силами филиала без привлечения подрядных организаций.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения.
В силу пунктов 3 и 6 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Пунктом 16 названных Правил предусмотрено, что договор между сетевой организацией и абонентом должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Указанный срок исчисляется со дня заключения договора и для заявителей - физических лиц, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (подпункт "б").
Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил технологического присоединения, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
По смыслу приведенных положений означенный срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в соответствующих правоотношениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 Постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 Федеральная антимонопольная служба наделена полномочиями по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности естественных монополий относится, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Основным видом деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ПАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии.
При указанных обстоятельствах действия юридического лица ПАО "МРСК Северо-Запада" образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
02 июня 2016 года был составлен протокол N 12 об административном правонарушении в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
На рассмотрение дела N 12 об административном правонарушении присутствовала представитель Общества - начальник Управления правового обеспечения и управления собственностью филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Новгородэнерго" Ванифантьева Е.М. (доверенность от 18.05.2016 N17).
На рассмотрение дела N 12 об административном правонарушении представитель Общества пояснила, что между <В_> и ПАО "МРСК Северо-Запада" заключено дополнительное соглашение от 21.06.2016 N 65-03049-И/15-001 (далее - дополнительное соглашение) к договору от 02.09.2015 N 65-03049-И/15 о продлении срока данного договора на четыре месяца с момента подписания дополнительного соглашения. Продление срока договора обусловлено тем, что сетевая организация не может осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, так как технические условия со стороны <В_> не были выполнены. Кроме того инициатором продления срока договора на четыре месяца была <В_> так как ей потребуется время для выполнения технических условий в полном объеме.
Так же представитель Общества пояснила, что Общество свою вину не признает, так как считает, что оно не смогло осуществить в установленные Правилами сроки фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в виду недобросовестного исполнения договорных обязательств заявителем.
Представитель Общества заявила устное ходатайство о том, что Общество просит с учетом принятых им мер направленных на выполнение договора, применить статью 2.9 КоАП РФ, освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния и ограничиться устным замечанием.
В случае принятия решения о привлечении Общества к административной ответственности Общество просит при наложении административного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ, учесть смягчающие обстоятельства, а именно добровольное прекращение допущенного правонарушения.
Доводы, приводимые представителем Общества, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении N12, считает не состоятельными по следующим основаниям.
Во-первых, Общество могло ранее направить <В_> уведомительное письмо о необходимости с ее стороны направления уведомления о выполнении технический условий по договору с приложением паспорта прибора учета и протоколом измерений.
Однако, общество направило уведомительное письмо <В_> только после вмешательства антимонопольного органа, а именно после возбуждения дела об административном правонарушении.
Кроме того, ущемление интересов <В_> в результате бездействия Общества по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям Общества выразилось в том, что Заявитель не получил на своем участке электрическую энергию в установленный срок, необходимую для возможного производства подготовительных для строительства работ и своих личных бытовых нужд.
Других возможностей для получения доступа к сетям электроснабжения, кроме как посредством взаимодействия с ПАО "МРСК Северо-Запада", у Заявителя нет.
Таким образом, с 03.03.2016 по 21.06.2016 Общество нарушало требования действующего законодательства, что образует состав административного нарушения предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении N12, частично удовлетворяет ходатайство Общество и считает смягчающими обстоятельствами добровольное прекращение Обществом допущенного правонарушения.
Вина ПАО "МРСК Северо-Запада" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заключается в том, что у Общества имелась возможность соблюсти требования Правил технологического присоединения, однако им не были предприняты все необходимые для этого меры.
Совершенное ПАО "МРСК Северо-Запада" правонарушение посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок в сфере правоотношений, подлежащий особой охране со стороны государства. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении сетевой организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" ПАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии, действиями которого нарушены права и законные интересы физического лица - <В_>
Неправомерными действиями ПАО "МРСК Северо-Запада" физическое лицо, являясь наименее защищенной стороной во взаимоотношениях с субъектом естественной монополии, было ограничено в праве на подключение энергопринимающего устройства к электрическим сетям в срок, определенный договором технологического присоединения и действующим законодательством.
В соответствие с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
Место и время совершения административного правонарушения - Новгородская область, Новгородский район, Ракомское с/п д. Песчаное, 03 марта 2016 года.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО "МРСК Северо-Запада" в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, установлены.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО "МРСК Северо-Запада" в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
При назначении административного наказания ПАО "МРСК Северо-Запада" выяснялись и были учтены в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1. КоАП РФ характер совершенного Обществом административного правонарушения, имущественное положение Общества, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, иные обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.1. КоАП РФ.
В соответствии с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах ПАО "МРСК Северо-Запада" за 2015 год, размещенными на официальном сайте ПАО "МРСК Северо-Запада" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.mrsksevzap.ru/, финансовым результатом деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" за отчетный период является чистая прибыль в размере 644 016 тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело об административном правонарушении, не считает возможным прекратить в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" производство по делу об административном правонарушении, так как в его действиях присутствует состав административного правонарушения, также не считает возможным освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, так как таковым его не признает, считает возможным с учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность назначить административное наказание ПАО "МРСК Северо-Запада" в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП РФ гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 4.1, 4.5, 14.9, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (юридический адрес: ул. Соборная, д. 31, г. Гатчина, Ленинградская область, 188300; ИНН 7802312751; ОГРН 1047855175785), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту нарушения ПАО "МРСК Северо-Запада" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
2. Применить к Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа Публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор. счет: Нет
ОКТМО 49701000
Код БК: 16111602010016000140
(Штраф за нарушение антимонопольного законодательства)
Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель
Новгородского УФАС России О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 июля 2016 г. N 3854/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016