Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>
при участии представителей:
<>
рассмотрев жалобу ООО "ГРИН Эффект" от 17.06.2016 N06-16/153 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по по замене систем холодоснабжения в помещениях N355, N382, N383 и N384 Вычислительного центра на объекте ПАО Сбербанк по адресу: ул. Большая Андроньевская, д. 6 (извещение N 31603570895), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ГРИН Эффект" (далее - Заявитель) от 17.06.2016 N06-16/153 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по по замене систем холодоснабжения в помещениях N355, N382, N383 и N384 Вычислительного центра на объекте ПАО Сбербанк по адресу: ул. Большая Андроньевская, д. 6 (извещение N 31603570895) (далее - Запрос предложений).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
19.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком, нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком в ЕИС не размещен протокол вскрытия заявок на участие в Аукционе;
Заказчиком нарушен срок подведения итогов Аукциона;
в Документации неправомерно установлено требование о наличии в составе заявки участников Аукциона копии оригинала письма от компании-производителя, подтверждающего статус официального партнера;
победителем Аукциона предложена демпинговая цена.
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что ЕИС размещается информация о закупке, в том числе протоколы составляемые в ходе закупки.
Пунктом 9.5.4 Положения о закупке установлено, что на основании рассмотрения заявок Банк составляет и подписывает протокол подведения итогов электронного аукциона, в котором указывает решение, принятое в отношении каждой рассмотренной заявки, и размещает его на сайте Банка, сайте Оператора ЭТП и официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня его подписания. В случае проведения электронного аукциона с ограниченным количеством Участников протокол подведения итогов электронного аукциона направляется средствами ЭТП Участникам, чьи заявки были рассмотрены Банком.
Также, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Положением о закупке не предусмотрено составление промежуточного протокола.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 2.2.1 Документации установлено, что Участник должен предоставить копию оригинала письма от компании - производителя "Schneider Electric", подтверждающего статус официального партнера компании, в том числе по монтажу и пуско-наладке оборудования марки "Uniflair".
При этом Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наличие статуса официального партнера компании не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, и что установление данного требования в виде допуска к участию в Аукционе ограничивает количество участников.
Также пунктом 1.6 Документации установлено, что Банк выплачивает аванс только контрагенту с рейтингом финансовой устойчивости "А", определяемому по Методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО Сбербанк. Участники с рейтингами ниже "А" должны быть готовы работать без авансирования.
Вместе с тем, наличие другой финансовой устойчивости у участника, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Аукциона, либо на качество исполнения таких обязательств.
Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в Извещение о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 1.8 Документации установлен срок подведения итогов Аукциона: "24" июня 2016 года.
Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов Аукциона от 07.06.2016.
Вместе с тем, Заявителем в ФАС России не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что подведения итогов более ранним сроком, чем предусмотрено Извещением повлияло на результаты Аукциона.
4. В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в Извещение указываются сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Пунктом 1.3 Документации установлено:
Начальная (максимальная) стоимость аукциона 58 592 619,48 руб., включая НДС, в том числе:
- стоимость работ и материалов 32 336 559,25 руб., с НДС;
стоимость оборудования 26 256 060,23 руб., с НДС.
Согласно протоколу подведения итогов/выбор победителя N 31603570895-01 победителем Аукциона предложена цена 37 041 633,44 руб. с НДС.
Вместе с тем, Заявителем в ФАС России не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что цена предложная победителем является заниженный, и оказание услуг по результатам Аукциона не представляется возможным выполнить по данной стоимости.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации участник должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом, необходимыми для исполнения договора на поставку Продукции.
Из данной формулировки положения Документации не представляется возможным определить какой профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровыми) ресурсами, оборудованием необходимо обладать участникам, что бы соответствовать требованиям Документации.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2 Документации "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 5 (Пяти) рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе".
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ГРИН Эффект" от 17.06.2016 N06-16/153 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по по замене систем холодоснабжения в помещениях N355, N382, N383 и N384 Вычислительного центра на объекте ПАО Сбербанк по адресу: ул. Большая Андроньевская, д. 6 (извещение N 31603570895) обоснованной в части неправомерно установленного требование о наличии в составе заявки участников Аукциона копии оригинала письма от компании-производителя, подтверждающего статус официального партнера.
Признать ПАО "Сбербанк России" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушении не выдавать, так как по результатам закупки заключен договор.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.06.2016 N 223-ФЗ-318/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2016 г. N 17/45782/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016