Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>
(далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "НК "Роснефть": <> - доверенность от 21.01.2016 N 77 АБ 8699789
ЕООО "Инком БГ": <> - доверенность от б/д б/н,
рассмотрев жалобу ЕООО "Инком БГ" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "НК "Роснефть" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов (нефти, нефтепродуктов) железнодорожным транспортом и доставке порожнего подвижного состава по территории Украины в период с даты подписания по 31.03.2018 г. (извещение N 31603406879), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ЕООО "Инком БГ" (далее - Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "НК "Роснефть" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов (нефти, нефтепродуктов) железнодорожным транспортом и доставке порожнего подвижного состава по территории Украины в период с даты подписания по 31.03.2018 г. (извещение N 31603406879) (далее - Запрос предложений, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг N П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО "НК "Роснефть" от 06.04.2015 N 27 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
11.03.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению:
дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 25.03.2016 в 16:45;
дата и время подведения итогов - 01.06.2016 в 18:00.
На участие в Запросе предложений подано 7 заявок, допущено 4 заявки.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части неправомерного отказа в допуске.
Представитель Заказчика с доводам жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичный принцип установлен в пункте 3.2.2 Положения о закупках.
В соответствии с протоколом заседания ЦЗК ОАО "НК"Роснефть" от 18.05.2016 NЦЗК-81-16_з-01 (далее - Протокол) заявка Заявителя отклонена на основании подпункта а) е) пункта 10.5.6.2 Положения о закупке, пункта 3.8.2 "Информационной карты" Документации.
Подпункта а) е) пункта 10.5.6.2 Положения о закупке установлено, что Заказчик вправе установить следующие критерии отбора: соответствие Участника закупки (в том числе коллективного Участника закупки) и заявленных субподрядчиков (соисполнителей) предъявленным требованиям, соответствие заявки по составу и/или оформлению (кроме правильности оформления конверта) предъявленным требованиям, в том числе по объему и содержанию представляемых документов, а также по подписанию уполномоченным лицом.
Согласно пункту 3.8.2 Документации организатор закупки отклоняет заявки, содержащие недостоверные сведения и/или недействительные документы.
Пунктом 7 формы 10 "Коммерческое предложение" Документации установлено: "форма коммерческого предложения не подлежит изменению! Направление участником, коммерческого предложения, несоответствующего прилагаемой форме, или с измененными текстовыми, цифровыми значениями, а также формулами в полях, не предназначенных для изменения, может служить основанием для отклонения заявки".
На заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил заявку Заявителя которая содержит измененную форму 10 "Коммерческое предложение" в части "Тариф на загруженный рейс".
В связи с чем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заявителем не соблюдены требования Документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с Блоком 2 "Информационная карта" Документации участник должен обладать:
Отсутствие в течение последних 2 (двух) лет судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО "НК "Роснефть" или Обществами Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ОАО "НК "Роснефть" или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями его условий. |
Письмо-декларацию в свободной форме об отсутствии у участника в течение последних 2 (двух) лет судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО "НК "Роснефть" или Обществами Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ОАО "НК "Роснефть" или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями его условий |
Вместе с тем, установление требования об отсутствие в течение последних 2 (двух) лет судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО "НК "Роснефть" не влияет на исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного требования в качестве обязательного требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 3.6.4 Документации установлено, что при подготовке заявки Участник закупки вправе направить Организатору закупки запрос о разъяснении положений Извещения и/или Документации. Запрос оформляется в соответствии с установленной формой (Блок 5 "Образцы оформления конвертов").
Согласно пункту 10.6.2.1 Положения о закупке, при проведении закупки Поставщик, начиная со дня официального размещения извещения и документации о закупке, вправе направить Заказчику в письменной форме на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица (или в виде электронного документа, подписанного ЭЦП) запрос о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке в сроки, установленные в документации о закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации до начала подачи заявок на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в Документации должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Блоком 4 "Образцы форм документов" Документации установлены форма 4 "Справка о материально-технических ресурсах (далее - МТР")" и форма 5 "Справка о кадровых ресурсах" (далее - Формы).
Согласно пункту 1 Форм: "Форма включается в квалификационную часть заявки. В случае если после наименования данной формы указано: "Форма не используется", то она не заполняется и не включается в состав заявки".
Вместе с тем, в Документации не предусмотрено требований к участникам о наличии МТР и кадровых ресурсов.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Формы не включаются в состав заявки, вместе с тем Заказчиком допущена техническая ошибка, в связи с чем Формы не помечены фразой "Форма не используется".
Таким образом, данные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу жалоба ЕООО "Инком БГ" от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "НК "Роснефть" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов (нефти, нефтепродуктов) железнодорожным транспортом и доставке порожнего подвижного состава по территории Украины в период с даты подписания по 31.03.2018 г. (извещение N 31603406879) необоснованной.
Признать ОАО "НК "Роснефть" нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 2, 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты Запроса предложений.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.07.2016 N 223-ФЗ-320/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N 17/45969/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016