Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 8 июня 2016 г. N 416-16-15
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 2 июня 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 июня 2016 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Капсудин Е.В., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело N 416-16-15, возбужденное в отношении администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края (далее - Администрация) и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УЖКХ", общество) по признакам нарушения абз. 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения, связанного с передачей без проведения публичных процедур муниципального имущества в пользование общества на основании договора аренды N 1 от 03.12.2014, договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014
рассмотрела дело в отсутствие представителей Администрации, ООО "УЖКХ", а также Шарыповской межрайонной прокуратуры, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступили материалы проверки Шарыповской межрайонной прокуратуры, проведенной на предмет соблюдения органами местного самоуправления действующего законодательства в сфере ЖКХ (исх. от 29.07.2015 N 834ж-2015, вх. от 03.08.2015 N 14759), по результатам которой установлено, что договор оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, заключен администрацией Родниковского сельсовета с ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" с нарушением требований ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с информацией, полученной в ходе рассмотрения обращения прокуратуры, Красноярским УФАС России было установлено, что администрацией с ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" по результатам проведения торгов 03.09.2012 были заключены договоры аренды N 1, N 2 N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25, N 26.
Предметом вышеуказанных договоров аренды являлись нежилые помещения и объекты ЖКХ, расположенные на территории Родниковского сельсовета, а также автомобиль и трактор.
Срок действия договоров аренды N 1, N 2 N 3, N 14, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 26 от 03.09.2012 был установлен 11 месяцев.
Срок действия договоров аренды N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 25 от 03.09.2012 был установлен 5 лет.
Соглашением N 1 от 01.12.2014 договоры N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 21, N 22, N 23, N 24, N 25, N 26 сторонами расторгнуты. Указанное соглашение 04.02.2015 было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю.
03.12.2015 между администрацией Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключен договор на оказание услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета. Срок действия указанного договора был установлен 6 месяцев.
В соответствии с п. 1.1 указанного договора общество обязуется осуществлять комплекс работ по техническому обслуживанию тепловых сетей, водопроводных сетей, водонапорных башен, котельной, а администрация обязуется принимать результаты выполненных работ и оплачивать их.
Предметом вышеуказанного договора от 03.12.2014 являлись объекты, переданные ранее обществу по договорам N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 25, N 26 от 03.09.2012, а также дополнительно 7 объектов:
1) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.1;
2) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.2;
3) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.3;
4) водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Никольская;
5) водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Целинная;
6) водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Дальневосточная;
7) водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Дальневосточная-д.Скворцово ул. Животноводов.
Дополнительным соглашением от 05.12.2014 к договору от 03.12.2014 был уточнен перечень объектов, подлежащих обслуживанию, а именно из договора было исключены следующие объекты:
1) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.1;
2) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.2;
3) нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.3.
Из пояснений администрации (исх. N402 от 27.08.2015) следует, что в 2014 году ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" инициировало процедуру расторжения договоров из-за убытков, понесенных по причине неплатежеспособности обслуживаемого населения, больших энергозатрат и штрафных санкций Роспотребнадзора из-за некачественной питьевой воды природного происхождения. Однако, для того, чтобы объекты водоснабжения не были отключены от энергоснабжения (в отсутствие обслуживающей организации и договора на энергоснабжение объекты были бы отключены от электроэнергии и население не смогло бы пользоваться водой) был заключен временный договор обслуживания с ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" для исключения социальной напряженности и жизнеобеспечения населения, а также социально значимых объектов (школа и детский сад). В отсутствие постоянной коммуникационной электросвязи (интернет) и денежных средств в бюджете на командировку в Красноярское УФАС России, не было своевременно согласовано заключение временного договора с антимонопольной службой. На территории сельсовета нет потенциальной замены предприятию, в настоящее время обслуживание объектов осуществляет ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" по договорам аренды, заключенным в 2012 году. По договору обслуживания б/н от 03.12.2014 работы к оплате не предъявлялись, администрацией не оплачивались.
Из пояснений администрации Родниковского сельсовета (исх. от 23.09.2015 N 469) следует, что торги на заключение договора б/н от 03.12.2014 не проводились, т.к. шел отопительный сезон, договор заключался с целью обеспечения нормального функционирования систем жизнеобеспечения населения в зимних условиях водой. Также администрация сообщила, что нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.1; нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.2; нежилое помещение, находящееся по адресу: с. Родники, ул. Октябрьская, 17 а, пом.3; водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Никольская; водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Целинная; водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Дальневосточная; водопровод, находящийся по адресу: с. Родники, ул. Дальневосточная-д.Скворцово ул. Животноводов являются бесхозяйными.
Согласно письменным пояснениям ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (исх. от 31.08.2015 N 49) по договору обслуживания от 03.12.2014 работы к оплате не предъявлялись, администрацией не оплачивались, договор является ничтожным, оба экземпляра договора находятся в Родниковском сельсовете.
Муниципальное имущество по истечении срока действия договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов, использовалось обществом без внесения платы, после формального расторжения договоров ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" не принимало мер по возврату арендованного имущества. Наоборот, сторонами был заключен договор от 03.12.2014, предполагающий пользование муниципальным имуществом в дальнейшем, на основании которого общество могло обратиться в соответствующий орган с целью согласования тарифа на холодное водоснабжение и продолжать осуществлять деятельность, не внося арендной платы за пользование имуществом, соответственно, получая преимущественные условия осуществления деятельности на рынке холодного водоснабжения (водоотведения) в территориальных границах Родниковский сельсовет.
Учитывая, что в действиях Администрации Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" имелись признаки нарушения части 1 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения между указанными субъектами - договора на оказание услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, на основании которого общество осуществляло пользование муниципальным имуществом в целях оказания услуг населению, без проведения торгов, Красноярским УФАС России на основании приказа руководителя N 685 от 06.11.2015 было возбуждено дело N 416-16-15.
Определением от 06.11.2015 дело было назначено к рассмотрению на 14.12.2015.
На рассмотрении дела 14.12.2015 ни Глава Родниковского сельсовета <_> ни директор ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" <_> не смогли представить Комиссии документальные доказательства расторжения договоров N 14 и N 25 от 03.09.2012 межу сторонами и соответствующие акты приема-передачи имущества. У кого и на каком основании в настоящее время в пользовании находится имущество, переданное обществу ранее по указанным договорам, глава пояснить не смогла.
<_> на рассмотрении дела 14.12.2015 также сообщила, что имущество, переданное обществу на основании договоров аренды N 15 и N 20 от 03.09.2012, находится на консервации. Однако документально изложенные обстоятельства подтвердить не смогла.
С целью выяснения указанных обстоятельств и получения необходимых документальных доказательств рассмотрение дела определением от 14.12.2015 было отложено на 29.02.2016.
29 февраля 2016 года рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием кворума. Определением от 29.02.2016 дело назначено к рассмотрению на 06.04.2016.
06.04.2016 на рассмотрении дела <_> представила Комиссии копию договора аренды N 1 объектов, находящихся в собственности муниципального образования Родниковский сельсовет от 03.12.2014, а также копию Распоряжения N 107/1-р от 03.12.2014, на основании которого был заключен указанный договор.
В соответствии с договором аренды N 1 от 03.12.2014, зарегистрированным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, в пользование ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" переданы объекты муниципальной собственности, которые ранее находились у общества в аренде по договорам, заключенным по результатам проведения торгов в 2012 году сроком действия на 5 лет, которые были расторгнуты соглашением N 1 от 01.12.2014 до окончания срока действия этих договоров. Указанное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю 16.03.2016.
Как пояснила <_> администрация считает договоры, заключенные сроком действия на 5 лет в 2012 году по результатам проведения торгов, действующими, предъявляет исковые требования по ним о возмещении арендной платы в Арбитражном суде Красноярского края к ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства". Однако, поскольку соглашением N 1 от 01.12.2014 эти договоры были расторгнуты до истечения срока действия этих договоров, а соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, сторонами пришлось заключать новый договор аренды на то же самое имущество - N 1 от 03.12.2014, который также зарегистрирован надлежащим образом. По факту имущество не выбывало из пользования ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Договор аренды N 1 от 03.12.2014, как пояснила <_> заключен на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции". Однако администрация рыночную оценку передаваемых в аренду объектов не проводила.
Пояснить причины, по которым указанный договор не был представлен Шарыповской межрайонной прокуратуре при проведении проверки, а также Красноярскому УФАС России ранее, а также причины его регистрации 16.03.2016, а не 03.12.2014, <_> не смогла.
В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется на заседании комиссии.
По итогам рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" нарушения п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции", связанного с заключением антиконкурентного соглашения о передаче без проведения публичных процедур муниципального имущества в пользование общества на основании договора аренды N 1 от 03.12.2014, договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014.
Учитывая изложенное, Комиссией по рассмотрению дела на основании ч.ч. 1, 3 статьи 48.1 ФЗ "О защите конкуренции" было принято заключение об обстоятельствах дела (исх. N 5138 от 07.04.2016), которое было направлено сторонам по настоящему делу.
В связи с указанными обстоятельствами рассмотрение дела было отложено, назначено к рассмотрению на 29.04.2016.
28.04.2016 в адрес Красноярского УФАС России от администрации Родниковского сельсовета поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки.
Комиссия сочла возможным удовлетворить заявленное ходатайство администрации Родниковского сельсовета, определением от 29.04.2016 рассмотрение дела было отложено на 02.06.2016.
01.06.2016 от Администрации вновь поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (исх. от 01.06.2016 N 276, вх. от 01.06.2016 N 9171) в связи с тем, что Администрации стало известно, что законный представитель общества на рассмотрение дела явиться не сможет, соответственно явка представителя Администрации нецелесообразна.
01.06.2016 в адрес Красноярского УФАС России от ООО "УЖКХ" также поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (исх. от 01.06.2016 N 62, вх. от 01.06.2016 N 9169) в связи с невозможностью явки законного представителя на рассмотрение дела.
Каких-либо дополнительных пояснений стороны не представили.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении заявленных ходатайств, поскольку дело уже откладывалось по причине невозможности явки представителя администрации, за время, на которое рассмотрение дела было отложено, ни одной из сторон каких-либо дополнительных пояснений, относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств, документальных доказательств, свидетельствующих о каких-либо вновь открывшихся обстоятельствах, дополнительных сведений, представлено не было.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе, по своему усмотрению, совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, кроме случаев, указанных в данной статье.
В соответствии с разъяснениями ФАС России N АГ/7334 от 02.04.2008 "О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности" передача прав на объекты газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам должно осуществляться только на торгах.
Порядок проведения конкурсов на право владения и пользования публичным имуществом, установлен Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее по тексту Приказ ФАС России N 67).
Применение указанного порядка является обязательным, и с момента вступления в силу Приказа ФАС России N 67 органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России N 67, вступил в действие 7 марта 2010 года.
Таким образом, передача в пользование муниципального имущества, а именно объектов тепло-, водоснабжения (водоотведения), могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов.
Администрация, проведя в 2012 году торги, заключила с ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" договоры аренды на определенный срок.
Однако, по истечению срока действия договоров аренды, а также после расторжения договоров, заключенных сроком действия на пять лет в 2012 году, общество продолжало пользоваться объектами муниципальной собственности.
Абзацем вторым статьи 622 ГК РФ предусмотрено, что если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором.
Таким образом, само по себе прекращение договора аренды при условии, что арендованное имущество не возвращено или возвращено арендодателю несвоевременно, не влечет прекращения обязательства по внесению арендной платы.
Муниципальное имущество по истечении срока действия договоров аренды, а также после расторжения договоров, заключенных сроком действия на пять лет в 2012 году по результатам проведения торгов, использовалось обществом без внесения платы, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" не принимало мер по возврату арендованного имущества.
Наоборот, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, на основании которого общество осуществляло эксплуатацию вышеуказанного муниципального имущества и имело возможность обратиться в соответствующий орган с целью согласования тарифа на холодное водоснабжение, с целью осуществления деятельности по водоснабжению.
Кроме того, между сторонами без проведения публичных процедур был заключен договор аренды N 1 от 03.12.2014 на те же самые объекты муниципальной собственности, которые переданы были обществу в аренду в 2012 году. Общество пользовалось имуществом на основании договора аренды N 1 от 03.12.2014, не внося арендной платы, мотивируя тем, что затраты общества не были заложены в тариф на оказание соответствующей услуги, а также в связи с тем, что собираемость с населения за оплату коммунальных услуг очень низкая.
Учитывая изложенное, ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства", оказывая услуги холодного водоснабжения (водоотведения) на территории Родниковского сельсовета, используя муниципальное имущество, полученное в пользование без проведения публичных процедур, получило преимущественные условия осуществления деятельности на рынке водоснабжения (водоотведения) Родниковского сельсовета.
В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (далее - ФЗ "О концессионных соглашениях") со дня официального опубликования указанного закона (т.е. с 01.01.2014) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Однако, Администрацией Родниковского сельсовета с ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" был заключен договор аренды N 1 муниципального имущества, датированный 03.12.2014, но действующий с 16.03.2016, предназначенный для выполнения функций водоснабжения, в нарушение вышеуказанных требований п. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях", в соответствии с которыми 16.03.2016 в отношении названного имущества могло быть заключено только концессионное соглашение.
Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению настоящего дела, получив на рассмотрении дела 06.04.2016 договор аренды N 1 от 03.12.2014, установила, что указанный договор был зарегистрирован в соответствующем органе лишь 16.03.2016.
Пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ устанавливает необходимость государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (если иное не предусмотрено законом).
В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Учитывая изложенное, договор аренды N 1 от 03.12.2014 как сделка считается незаключенной в момент ее подписания сторонами, поскольку с заявлением о государственной регистрации права стороны обратились только 16.03.2016. Соответственно, договор аренды N 1 считается заключенным лишь 16.03.2016.
С 01.01.2015 передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (срок эксплуатации которых более 5 лет) может быть осуществлена собственником только на основании концессионного соглашения.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
Таким образом, заключить 16.03.2016 договор на объекты муниципальной собственности, предназначенные для оказания услуг водоснабжения (водоотведения), администрация Родниковского сельсовета могла лишь на основании концессионного соглашения.
Данные обстоятельства, свидетельствует о нарушении администрацией Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" требований действующего законодательства, а именно статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст. 5 Федерального закона N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"
Одновременно с вышеуказанными обстоятельствами Комиссия считает также необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В соответствии с ч. 10 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Обязательства сторон по договорам, заключенным в 2012 году по результатам проведения торгов, были прекращены путем заключения соответствующего соглашения о расторжении данных договоров. Поскольку договоры, заключенные в 2012 году, расторгнуты сторонами, они не могли быть продлены путем заключения договора аренды N 1 от 03.12.2014 (зарегистрированного 16.03.2016) на основании части 9 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" на новый срок.
Кроме того, оценка рыночной стоимости объектов, передаваемых в аренду обществу 03.12.2014 (16.03.2016), в соответствии с пояснениями <_> администрацией не проводилась.
На 16.03.2016 у арендатора имелась задолженность за пользование муниципальным имуществом, что также не позволяло сторонам воспользоваться исключением, предусмотренным ч. 10 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" при заключении договора аренды N 1.
Согласно статье 3 ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Статья 4 ФЗ "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции", к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 и пункту 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, действия Администрации Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" в части заключения договора аренды N 1 от 03.12.2014 без проведения публичных процедур указывают на нарушение п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции".
В силу статьи 168 ГК РФ сделка (в том числе договор аренды муниципального имущества, заключенный без проведения торгов), нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом, посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Учитывая изложенное, поскольку договор аренды N 1 от 03.12.2014 заключен с нарушением порядка, предусмотренного ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" то в силу ст. 167-168 ГК РФ является ничтожным.
Кроме того, Комиссия считает, что договор оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014 является мнимой сделкой, поскольку указанная сделка, как пояснили представители сторон, совершена была лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а лишь для направления договора в соответствующий орган для согласования тарифов для общества. По указанному договору сторонами никакие услуги по факту не оказывались и не собирались оказываться, оплата не производилась.
В силу ч. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка ничтожна.
Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях.
Сама возможность заключения соглашения между органами местного самоуправления (органами и организациями, выполняющими функции органа местного самоуправления) и хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. N 7905/09 также указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора.
Администрация Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" заключив договор аренды, предметом которого являются объекты водоснабжения Родниковкого сельсовета, без проведения торгов, нивелировали тем самым возможность доступа на рынок водоснабжения Родниковского сельсовета иным хозяствующим субъектам.
Таким образом, заключение Администрацией Родниковского сельсовета и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" договора аренды N 1 от 03.12.2014, договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, без проведения публичных процедур противоречит абзацу 1 и пункту 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции" и свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между указанными лицами о передаче/получении в пользование обществом муниципального имущества (объектов ЖКХ) без проведения торгов, что создает преимущественные условия деятельности обществу, ведет к устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения (водоотведения) на территории Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных пользователей), которые были ограничены в возможности получения в пользование вышеуказанного муниципального имущества.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом с целью предоставления услуг водоснабжения (водоотведения) на территории Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края показал, следующее.
На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу) предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом может рассматриваться как товар.
Администрацией на правах собственника муниципального имущества в 2014 году представлено ООО "УЖКХ" во временное владение и пользование муниципальное имущество: объекты инженерно-технического сооружения, предназначенные для оказания услуг водоснабжения (водоотведения), о чем заключались соответствующие договоры.
Предметом договоров является предоставление Администрацией арендатору во временное владение и пользование муниципального имущества (объекты ЖКХ). Указанное имущество является объектом муниципальной собственности Родниковского сельсовета, являющимся основными фондами, и в отношении которого Администрация осуществляет полномочия собственника.
Так как товаром является право владения и (или) пользования муниципальным имуществом Родниковского сельсовета, следовательно, единственным продавцом такого права может быть собственник - администрация Родниковского сельсовета. В связи с тем, что в границах одного муниципального образования существует только один собственник муниципального имущества, то аналогов рассматриваемого товара нет.
Таким образом, Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.
Учитывая изложенное, за продуктовые границы исследуемого товарного рынка принимаются - предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.
Согласно условиям договоров аренды, предоставляемое муниципальное имущество должно быть использовано для целей оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Родниковского сельсовета.
Таким образом, географические границы рынка предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом в рассматриваемом случае определены территорией Родниковского сельсовета Шарыповского района.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги в пределах определенного временного интервала.
Возможность приобретения товара имеется у всех заинтересованных субъектов, осуществляющих (желающих осуществлять) деятельность на территории Родниковского сельсовета. Следовательно, потенциально имеется большое число покупателей товара, ограниченное только территориальными границами поселения, на анализируемом рынке.
Администрация выступает единственным продавцом на рынке предоставления права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Родниковского сельсовета.
В ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимого административного барьера входа на рынок. Это обусловлено тем, что распоряжаться муниципальным имуществом может только его законный собственник - орган местного самоуправления - администрация Родниковского сельсовета.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом на территории Родниковского сельсовета является конкурентным среди покупателей данного права.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации ООО "ЖКХ" нарушения абзаца 1 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", связанных с достижением соглашения, по результатам которого были заключены договор аренды N 1 от 03.12.2014 и договор оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014 без проведения публичных процедур, что привело к ограничению конкуренции.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела имущество (объекты ЖКХ) находится в пользовании ООО "УЖКХ" на основании договора аренды N 1 от 03.12.2014, заключенного на основании Распоряжения администрации Родниковского сельсовета N 107/1-р от 03.12.2014, а договор оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, является действующим (не расторгнут), Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации Родниковского сельсовета предписания:
- об отмене Распоряжения администрации Родниковского сельсовета N 107/1-р от 03.12.2014 "О заключении договора аренды объектов водоотведения, находящихся в собственности Муниципального образования Родниковский сельсовет", на основании которого был заключен договор аренды N 1 от 03.12.2014;
- о принятии мер, направленных на расторжение договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, а также договора аренды N 1 от 03.12.2014 и возврат муниципального имущества, переданного по договору аренды N 1 от 03.12.2014, в казну муниципального образования Родниковский сельсовет;
- о недопущении фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, водоотведения) без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
Кроме того, Комиссия приходит также к выводу о необходимости выдачи ООО "УЖКХ" предписания о расторжении договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, а также договора аренды N 1 от 03.12.2014 и принятии мер по возврату муниципального имущества, полученного по договору аренды N 1 от 013.12.2014, в казну муниципального образования Родниковский сельсовет.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать администрацию Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края и ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" нарушившими абзац 1 и пункт 4 статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения антиконкурентного соглашения о передаче/получении в пользование ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального имущества по договору аренды N 1 от 03.12.2014, заключенному на основании Распоряжения администрации Родниковского сельсовета N 107/1-р от 03.12.2014, и по договору оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета, без проведения публичных процедур, что свидетельствует об ограничении конкуренции путем создания преимущественных условий деятельности ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение/пользование муниципального имущества, что ограничило доступ иных субъектов на рынок водоснабжения (водоотведения) Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края.
2. Выдать администрации Родниковского сельсовета Шарыповского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание:
- об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, с этой целью администрации надлежит в срок до 1 сентября 2016 года отменить Распоряжение администрации Родниковского сельсовета N 107/1-р от 03.12.2014 "О заключении договора аренды объектов водоотведения, находящихся в собственности Муниципального образования Родниковский сельсовет", на основании которого был заключен договор аренды N 1 от 03.12.2014.
- о расторжении в срок до 1 сентября 2016 года договора оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, а также договора аренды N 1 от 03.12.2014 и возврат муниципального имущества, переданного по договору аренды N 1 от 03.12.2014, в казну муниципального образования Родниковский сельсовет;
- о недопущении фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности (объектов водоснабжения, водоотведения) без соблюдения требований действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
3. Выдать ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства" надлежит расторгнуть в срок до 1 сентября 2016 года договор оказания услуг по обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности администрации Родниковского сельсовета б/н от 03.12.2014, а также договор аренды N 1 от 03.12.2014 и принять меры по возврату муниципального имущества, полученного по договору N 1 от 03.12.2014, в казну муниципального образования Родниковский сельсовет.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 июня 2016 г. N 416-16-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016