Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 6 июля 2016 г. N 26
Комиссия Брянского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
_ - зам. руководителя-начальник отдела Брянского УФАС России,
члены Комиссии:
__ - зам. начальника отдела естественных монополий и рекламы,
_ - государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы;
рассмотрев дело N 26 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении рекламы финансовых услуг, в присутствии лица (уведомленного надлежащим образом) ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" представителя по доверенности от 02.06.2016 "01-БР1/ЦО ____
УСТАНОВИЛА:
Специалистами Брянского УФАС России в июне 2016 года на рекламных щитах расположенных по адресу: г. Брянск, ул.Объезная, 30 в городе Брянске была обнаружена реклама следующего содержания: "Рассрочка 0р. ПЕРВЫЙ ВЗНОС 0% ПЕРЕПЛАТЫ ДО 36 МЕСЯЦЕВ Media Markt".
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее закона "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе от 13.03.2006 N 38-ФЗ ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к финансовым услугам отнесены: банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 28 закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Также, согласно части 7 статьи 5 закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно части 3 статьи 28 закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В соответствии с письмом ФАС от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. Таким образом, в случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Магазин бытовой техники "Media Markt" не предоставляет самостоятельно покупателям рассрочку платежа, а заключает договоры о предоставлении беспроцентных кредитов частным лицам - своим клиентам с ООО "Русфинанс Банк" В соответствии с указанными договорами покупатель, решивший приобрести товар в рассрочку, оформляет через сотрудника магазина, одновременно являющегося агентом банка, кредитный договор, становясь при этом заемщиком банка. Банк сразу же переводит на счет общества полную стоимость проданного покупателю товара, за исключением комиссии, предусмотренной договором между обществом и банком. Поэтому общество, указывая в рекламе информацию о рассрочке платежа, рекламировало предоставление финансовых услуг без указания наименования финансовой организации, предоставляющей рассрочку платежа путем заключения кредитного договора, тем самым вводило потребителя в заблуждение относительно условий приобретения товара.
Таким образом, на рекламу реализации товара в рассрочку путем оформления кредитного договора через финансовые организации, распространяются положения статьи 28 Федерального закона "О рекламе"
В вышеуказанной рекламе о предоставлении финансовой услуги РАССРОЧКА со ставкой 0% отсутствует информация о финансовой организации предоставляющий данный вид услуги и информация о других существенных условиях кредитования.
Таким образом, потребитель не имеет возможности ознакомиться с полной информацией о предоставлении рассрочки при покупке товара в магазине бытовой технике "Media Markt".
На основании вышеизложенного данная реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2007 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Лицом, осуществляющим контроль за размещением рекламы магазина бытовой техники "Media Markt" в городе Брянске осуществляет директор ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" ___
В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Информация представленная о предоставлении рассрочки магазина "Media Markt" размещенная на рекламном баннере по адресу: г. Брянск, ул. Объездная, 30, является рекламой.
2. В данной рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, и при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы. Также отсутствуют сведения о лице предоставляющем рассрочку (кредит).
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама не соответствующая требованиям законодательства признается ненадлежащей.
Брянским УФАС России выявлена реклама не соответствующая требованиям законодательства о рекламе и лицо, явившееся рекламодателем указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Медиа-Маркт-Сатурн", поскольку в ней нарушены требования 7 ст. 5, ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" (рекламодателю) не выдавать, в связи с окончанием срока размещения рекламы.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО "Медиа-Маркт-Сатурн" Зенкова Геннадия Александровича.
Решение изготовлено в полном объеме "06" июля 2016 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: ____
Члены Комиссии: ____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 6 июля 2016 г. N 26
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016