Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 6 июля 2016 г. N 39/2016
Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 06.07.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 39/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Майсеева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N 39/2016 по признакам нарушения АО "НЭСК-электросети" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13, офис 103А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии на заседании представителя АО "НЭСК-электросети" - <_> по доверенности от <_> в отсутствие надлежаще уведомленного ООО "Основа", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю 16.02.2016 поступило обращение ООО "Основа" (далее - Заявитель) на бездействие АО "НЭСК-электросети" (далее - Сетевая организация), выразившееся в неисполнении Сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 12.05.2015 N 3-55-15-391.
Между ООО "Основа" и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2015 N 3-55-15-391 (далее - Договор N 3-55-15-391).
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенные на земельном участке для специализированных магазинов и гаражей, встроенных в жилые дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, участок 181-552; кад. N 23:47:0118055:3328 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора N 3-55-15-391 предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, в том числе выполнить фактическое технологическое присоединение Объекта.
Пункт 5 Договора N 3-55-15-391 предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Неотъемлемым приложением договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия от 12.05.2015 N 3-55-15-391, с учетом внесенных изменений в ТУ от 10.07.2015 N 20.3НС-7/1004/4317 (далее - ТУ N 3-55-15-391).
Согласно ТУ N 3-55-15-391, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 115 кВт, в том числе существующая 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 10 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиями п. 10 Договора (платежные поручения от 20.05.2015 N 1585, от 25.09.2015 N 3327).
Также Заявителем в адрес АО "НЭСК-электросети" направлено заявление о проведении осмотра выполненных мероприятий со стороны ООО "Основа" (вх. в АО "НЭСК-электросети" от 07.10.2015 N 4609) с приложением копий следующих документов:
Технические условия;
Договор на технологическое присоединение к электрической сети;
Проект электроснабжения (однолинейная схема);
Технический отчет по испытаниям и наладке электроустановок и электрооборудования;
Паспорт-счетчика (формуляр-вкладыш);
Копия паспорта владельца;
Свидетельство о государственной регистрации права;
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) юр.лица;
Ответственный за эл.безопасность - приказ N от, удостоверение юр.лица свыше 15 кВ;
Фото монтажа (узел учета, контур заземления, трубостойка, ВЛ).
На вышеуказанное заявление АО "НЭСК-электросети" письмом от 26.01.2016 N 55.НС-09/373 сообщило, что ООО "Основа" необходимо предоставить полный пакет документов, согласно требованиям п. 85 Правил технологического присоединения N 861, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), без указания конкретных документов, которые необходимо предоставить согласно п. 85 Правил технологического присоединения N 861.
Таким образом, исходя из заявления ООО "Основа" (вх. в АО "НЭСК-электросети" от 07.10.2015 N 4609), была предоставлена вся требуемая документация согласно п. 85 Правил технологического присоединения N 861.
Пунктом 87 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено следующее - сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя. По результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет в 2 экземплярах акт осмотра (обследования) электроустановки.
Пунктом 88 Правил технологического присоединения N 861 установлено, что по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.
Однако со стороны АО "НЭСК-электросети" не выполнены требования пунктов 87, 88 Правил технологического присоединения N 861, а также абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391.
Правилами технологического присоединения N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил технологического присоединения N 861).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения N 861, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 150 кВт, срок не должен превышать 6 месяцев, с момента заключения договора.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения N 861, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, Сетевой организацией в рамках договора на технологическое присоединение не исполнены обязательства по фактическому присоединению Объекта Заявителя к электрическим сетям, в соответствии с Правилами технологического присоединения N 861, а также согласно условиям Договора от 12.05.2015 N 3-55-15-391 (шесть месяцев с даты заключения договора), т. е. в срок до 12.11.2015.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Новороссийск, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Основа" путем нарушения порядка проверки исполнения мероприятий со стороны Заявителя, согласно требованиям п. 87,88 Правил технологического присоединения N 861, абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391, неисполнения АО "НЭСК-электросети" мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 12.05.2015 N 3-55-15-391 и ТУ в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора N 3-55-15-391.
Приказом от 24.02.2016 N 92 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" возбуждено дело N 39/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 01.03.2016 о назначении дела N 39/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела - 22.04.2016.
Выдано заключение об обстоятельствах дела N 39/2016 от 02.06.2016 (исх. N 11503/6).
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 39/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Между ООО "Основа" и АО "НЭСК-электросети" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.05.2015 N 3-55-15-391 (далее - Договор N 3-55-15-391).
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенные на земельном участке для специализированных магазинов и гаражей, встроенных в жилые дома, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, участок 181-552; кад. N 23:47:0118055:3328 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора N 3-55-15-391 предусматривает, что в обязательства Сетевой организации включено надлежащим образом исполнить мероприятия, предусмотренные ТУ, в том числе выполнить фактическое технологическое присоединение Объекта.
Пункт 5 Договора N 3-55-15-391 предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего Договора.
Неотъемлемым приложением договора об осуществлении технологического присоединения являются технические условия от 12.05.2015 N 3-55-15-391, с учетом внесенных изменений в ТУ от 10.07.2015 N 20.3НС-7/1004/4317 (далее - ТУ N 3-55-15-391).
Согласно ТУ N 3-55-15-391, максимальная (разрешенная) нагрузка Объекта Заявителя составляет 115 кВт, в том числе существующая 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 10 кВ.
Указанные ТУ включают в себя описание мероприятий, выполняемых Сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых Заказчиком (пункт 11).
Заявителем осуществлена оплата за технологическое присоединение согласно условиями п. 10 Договора (платежные поручения от 20.05.2015 N 1585, от 25.09.2015 N 3327).
Также ООО "Основа" в адрес АО "НЭСК-электросети" направлено заявление (вх. в АО "НЭСК-электросети" от 07.10.2015 N 4609) о проведении осмотра выполненных мероприятий со стороны ООО "Основа" с приложением копий следующих документов:
Технические условия;
Договор на технологическое присоединение к электрической сети;
Проект электроснабжения (однолинейная схема);
Технический отчет по испытаниям и наладке электроустановок и электрооборудования;
Паспорт-счетчика (формуляр-вкладыш);
Копия паспорта владельца;
Свидетельство о государственной регистрации права;
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) юр.лица;
Ответственный за эл.безопасность - приказ N от, удостоверение юр.лица свыше 15 кВ;
Фото монтажа (узел учета, контур заземления, трубостойка, ВЛ).
На вышеуказанное заявление АО "НЭСК-электросети" письмом от 26.01.2016 N 55.НС-09/373 сообщило, что ООО "Основа" необходимо предоставить полный пакет документов, согласно требованиям п. 85 Правил технологического присоединения N 861, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения N 861), без указания конкретных документов, которые необходимо предоставить согласно п. 85 Правил технологического присоединения N 861.
Таким образом, исходя из заявления ООО "Основа" (вх. в АО "НЭСК-электросети" от 07.10.2015 N 4609), была предоставлена вся требуемая документация согласно п. 85 Правил технологического присоединения N 861.
Пунктом 87 Правил технологического присоединения N 861 предусмотрено следующее - сетевая организация рассматривает представленные заявителем документы, предусмотренные пунктом 85 настоящих Правил, и осуществляет осмотр электроустановок заявителя. По результатам осмотра электроустановок заявителя сетевая организация составляет в 2 экземплярах акт осмотра (обследования) электроустановки.
Пунктом 88 Правил технологического присоединения N 861 установлено, что по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий.
Однако со стороны АО "НЭСК-электросети" не выполнены требования пунктов 87, 88 Правил технологического присоединения N 861, а также абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391.
Правилами технологического присоединения N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пункт 18 Правил технологического присоединения N 861 включает следующую процедуру технологического присоединения: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является одним из существенных условий договора на технологическое присоединение (п. 16 Правил технологического присоединения N 861).
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения N 861, договор должен содержать, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Для заявителей, присоединенная мощность которых составляет до 150 кВт, срок не должен превышать 6 месяцев, с момента заключения договора.
В соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения N 861, по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения; акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
АО "НЭСК-электросети" в соответствии с действующим законодательством обязано было выполнить мероприятия, предусмотренные ТУ N 3-55-15-391, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, с учетом даты заключения договора об осуществлении технологического присоединения от 12.05.2015 N 3-55-15-391, т. е. в срок до 12.11.2015.
Однако в установленные законодательством сроки Сетевая организация не исполнила мероприятия, предусмотренные ТУ N 3-55-15-391, необходимые для технологического присоединения Объекта Заявителя, а именно: расчет значения токов "КЗ" для определения установок защиты, внести изменения в параметры установок РЗ и А (п. 10.1.1 ТУ).
В ходе рассмотрения дела АО "НЭСК-электросети" не представлены документы, подтверждающие наличие объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению принятых на себя обязательств, предусмотренных разделом 10 ТУ N 3-55-15-391, в соответствии с условиями заключенного договора и Правилами технологического присоединения N 861 при соблюдении баланса интересов заказчика (ООО "Основа") и Сетевой организации (АО "НЭСК-электросети").
Таким образом, Сетевой организацией нарушен порядок проверки исполнения Заявителем мероприятий согласно разделу 11 ТУ N 3-55-15-391, предусмотренный п. 87, 88 Правил технологического присоединения N 861, а также абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391 в установленные пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 сроки, а также сроки определенные п. 5 Договора N 3-55-15-391, Сетевая организация не исполнила обязательства, необходимые для технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Заявителя.
В ходе рассмотрения дела N 39/2016 АО "НЭСК-электросети" не представлены документы (переписка), подтверждающие готовность со стороны сетевой организации подключения Объекта ООО "Основа" в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора N 3-55-15-391.
В рамках дела, также не представлены документы, подтверждающие, что со стороны Заявителя мероприятия, предусмотренные разделом 11 ТУ N 3-55-15-391, были выполнены ненадлежащим образом.
В свою очередь, АО "НЭСК-электросети" представлены Акт осмотра (обследования) электроустановки от 05.03.2016 N 144, Акт о выполнении технических условий от 05.03.2016 N 166, Акт о выполненном технологическом присоединении от 05.03.2016 N 157, Акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 05.03.2016 N 204, Акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 05.03.2016 N 204, подписанные между АО "НЭСК-электросети" и ООО "Основа", свидетельствующие об осуществлении технологического присоединения Объекта Заявителя с нарушением срока, установленного пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 Договора N 3-55-15-391.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Основа" путем нарушения порядка проверки исполнения мероприятий со стороны Заявителя, согласно требованиям п. 87,88 Правил технологического присоединения N 861, абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391, неисполнения АО "НЭСК-электросети" мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 12.05.2015 N 3-55-15-391 и ТУ в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора N 3-55-15-391.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Основа" путем нарушения порядка проверки исполнения мероприятий со стороны Заявителя, согласно требованиям п. 87,88 Правил технологического присоединения N 861, абз. 2 п. 6 Договора N 3-55-15-391, неисполнения АО "НЭСК-электросети" мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 12.05.2015 N 3-55-15-391 и ТУ в срок, предусмотренный пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, п. 5 Договора N 3-55-15-391.
Решение и предписания антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" могут быть обжалованы в арбитражный суд либо в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия).
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии О.Р. Коробкина
А.В. Майсеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июля 2016 г. N 39/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016