Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 1 июля 2016 г. N 8
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 1 июля 2016 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель комиссии: Д.А. Шелестенко заместитель руководителя управления - начальник отдела защиты конкуренции;
Члены комиссии:
Ю.В. Селезнева государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Т.А. Филатова государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
рассмотрев дело N 8 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Суминой Наталией Викторовной <_> пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении рекламы алкогольной продукции на фасаде жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2,
в отсутствии на заседании:
ИП Суминой Н.В (извещена надлежащим образом, не явилась, уважительных причин не явки не представила). установила:
Сотрудниками Липецкого УФАС России, в ходе проведения выездного мероприятия 25.04.2016 г., было установлено, что распространяется информация, размещенная на рекламных конструкциях, смонтированных на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, следующего содержания:
- "ПРОДУКТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА" с изображением логотипа "Золотая бочка;
- "ПИНТАГОН 18+ ПИВО НА РОЗЛИВ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" с изображением пяти кружек пива и бочки;
- "ПИВО ЕЛЕЦКОЕ живое, непастеризованное, без консервантов" с изображением логотипа пива "Елецкое";
- "Oktoberfest 1.5 литра 123 р" с изображением двух одинаковых женщин;
- "Oktoberfest 1.5 литра - 123 р" с изображением трех кружек пива.
На вывеске, при входе в торговое помещение, указана информация о лице, осуществляющем деятельность: "И.П. Сумина Н.В.; г. Липецк ул. Звездная 15/2 ИНН 482400277901 ОГРН 304482202200402".
Статья 1 ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) в числе целей данного Федерального закона устанавливает, в том числе, реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона гласит, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания потребителя к товарам, распространяемым в мини баре "Пинтагон" по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, и может быть воспринята любым потенциальным потребителем, т.е. адресована неопределенному кругу лиц.
Следовательно, информация следующего содержания:
- "ПРОДУКТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА" с изображением логотипа "Золотая бочка";
- "ПИНТАГОН 18+ ПИВО НА РОЗЛИВ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" с изображением пяти кружек пива и бочки;
- "ПИВО ЕЛЕЦКОЕ живое, непастеризованное, без консервантов" с изображением логотипа пива "Елецкое";
- "Oktoberfest 1.5 литра 123 р" с изображением двух одинаковых женщин;
- "Oktoberfest 1.5 литра - 123 р" с изображением трех кружек пива,
размещенная на рекламных конструкциях, смонтированных на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, является рекламой.
В рекламе используются изображения кружек с пивом, а также названия марок пива ("Елецкое", "Золотая бочка"). Реклама, размещенная на фасаде жилого дома, по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, направлена на привлечение внимания потребителей к продукции мини бара "Пинтагон" и является рекламой пива.
В соответствии с п. 13.1 ч.1 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реклама, размещенная на рекламных конструкциях, смонтированных на фасаде здания, следующего содержания:
- "ПРОДУКТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА" с изображением логотипа "Золотая бочка";
- "ПИНТАГОН 18+ ПИВО НА РОЗЛИВ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" с изображением пяти кружек пива и бочки;
- "ПИВО ЕЛЕЦКОЕ живое, непастеризованное, без консервантов" с изображением логотипа пива "Елецкое";
- "Oktoberfest 1.5 литра 123 р" с изображением двух одинаковых женщин;
- "Oktoberfest 1.5 литра - 123 р" с изображением трех кружек пива,
является рекламой алкогольной продукции. Указанная реклама распространяется на фасаде жилого дома по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2.
Пункт 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" гласит, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям Законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
С целью осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области своих полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждению, выявлению и пресечению нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании статей 33-34 ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ в адрес ИП Суминой Н.В. был направлен запрос о необходимости предоставить следующие документы и информацию (N2368-04 от 27.04.2016):
- информацию о лице, являющемся в силу п.5 ст.3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем вышеуказанной рекламы (с указанием полного наименования хозяйствующего субъекта, его должностного лица, юридического и фактического адреса, контактных телефонов);
- информацию о лице, являющегося в силу п.6 ст.3 ФЗ "О рекламе" рекламопроизводителем (с указанием полного наименования хозяйствующего субъекта, его должностного лица, юридического и фактического адреса, контактных телефонов);
- информацию о лице, являющегося в силу п.7 ст.3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространителем (с указанием полного наименования хозяйствующего субъекта, его должностного лица, юридического и фактического адреса, контактных телефонов);
- копию договора с рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем указанной рекламы на предмет ее изготовления и (или) размещения с приложением акта выполненных работ;
- копию согласованного с рекламопроизводителем и (или) рекламораспространителем макета указанной рекламы (в том числе информацию о порядке согласования макета);
- в случае, если макет был предоставлен для изготовления и (или) размещения в готовом виде, необходимо сказать об этом в сопроводительном письме и указать, в каком виде он был предоставлен (с приложением необходимой информации);
- копии счетов и платежных документов, подтверждающих заказ и оплату рекламодателем за изготовление и (или) размещение указанной рекламы;
- копии товарных накладных на реализуемое пиво за последние 2 месяца;
- иные документы, по своему усмотрению.
В ответе на запрос, ИП Сумина Н.В. пояснила, что рекламодателем спорной рекламы является ИП Сумина Н.В. В настоящее время, ИП Сумина Н.В. не имеет возможности предоставить документы на изготовление рекламы с рекламопроизводителем ввиду их утраты.
В сопроводительном письме вх. N2106 от 16.05.2016 г. ИП Сумина Н.В. не опровергла тот факт, что она является лицом, осуществляющем деятельность в мини баре "Пинтагон" по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2. Следовательно, рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции на фасаде жилого дома, по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, является ИП Сумина Н.В.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение п. 5 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, т.е. индивидуальный предприниматель Сумина Наталия Викторовна (ИНН 482400277901 ОГРН 304482202200402).
В соответствии с указанными выше фактами, реклама, размещенная на рекламных конструкциях, смонтированных на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, следующего содержания:
- "ПРОДУКТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА" с изображением логотипа "Золотая бочка";
- "ПИНТАГОН 18+ ПИВО НА РОЗЛИВ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ";
- "ПИВО ЕЛЕЦКОЕ живое, непастеризованное, без консервантов" с изображением логотипа пива "Елецкое";
- "Oktoberfest 1.5 литра 123 р" с изображением двух одинаковых женщин;
- "Oktoberfest 1.5 литра - 123 р" с изображением трех кружек пива,
содержит признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе", т. к. реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Определением о возбуждении дела N 8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 1 мая 2016 года рассмотрение дела было назначено на 31 мая 2016 года на 11 часов 00 минут в Липецком УФАС России по адресу: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1, кабинет 506.
31.05.2016 рассмотрение дела N 8 было отложено на 21 июня 2016 года на 10 часов 00 минут, в связи с тем, что ИП Сумина Н.В. была надлежащим образом не уведомлена.
21.06.2016 ИП Сумина Н.В. на рассмотрение дела не явилась. Однако 20.06.2016 г. ИП Сумина Н.В. представила в Липецкое УФАС России документы и информацию необходимую для рассмотрения дела. Кроме того, в сопроводительном письме ИП Сумина Н.В. просит отложить рассмотрение дела ввиду болезни, при этом каких-либо документов, подтверждающих невозможность явки, Комиссии представлено не было.
Одновременно с этим, ИП Сумина Н.В. в сопроводительном письме вх. N2635 от 20.06.2016 сообщила, что реклама алкогольной продукции на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 5/2, в настоящий момент не распространяется (с приложением подтверждающих фотографий).
Комиссия Липецкого УФАС России приняла решение оставить без удовлетворения просьбу ИП Суминой Н.В. об отложении рассмотрения дела N 8, т.к. рассмотрение дела может быть отложено по мотивированному ходатайству стороны, в связи с невозможностью явки его на рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в результате совещания, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, размещенную на рекламных конструкциях, смонтированных на фасаде жилого дома, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Звездная, д. 15/2, распространяемую ИП Суминой Н.В. следующего содержания:
- "ПРОДУКТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ВОЗМОЖНОМ ВРЕДЕ ЧРЕЗМЕРНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПИВА" с изображением логотипа "Золотая бочка";
- "ПИНТАГОН 18+ ПИВО НА РОЗЛИВ ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ" с изображением пяти кружек пива и бочки;
- "ПИВО ЕЛЕЦКОЕ живое, непастеризованное, без консервантов" с изображением логотипа пива "Елецкое";
- "Oktoberfest 1.5 литра 123 р" с изображением двух одинаковых женщин;
- "Oktoberfest 1.5 литра - 123 р" с изображением трех кружек пива,
т. к. нарушены требования п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ИП Суминой Н.В. предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения рекламы до вынесения решения по дулу.
3. Передать материалы дела должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 1 июля 2016 г. N 8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016