Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 27 июня 2016 г. N 66/16
Резолютивная часть решения оглашена "15" июня 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме "27" июня 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N 66/16, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Щербеневой М.В. (ИНН 544590467539) и физического лица - К<> по факту размещения информации следующего содержания:
- на стр. 6 журнала "КАТУА", декабрь 2015 г.: "Компания Услада" приглашает вас. Акция до 10 бесплатных оздоровительных сеансов",
- в газете "Бизнес и город Бердск" N34 (410) от 04.09.2015 г. (стр.4), N48 (424) от 11.12.2015 г. (стр.6), N50 (426) от 25.12.2015 г. (стр.4): "Компания Услада" приглашает вас. Акция до 10 бесплатных оздоровительных сеансов", с признаками нарушения
ст. 9 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) - в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
в отсутствии:
- заявителя - физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом);
- ИП Щербеневой М.В. (не явилась, уведомлена надлежащим образом),
в присутствии:
- К<>(паспорт), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. 2105 от 14.03.2016 г.), по факту размещения в газете "Бизнес и город Бердск" и в журнале "KATYA" рекламных объявлений с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В заявлении заявителем, в том числе, указано о следующем нарушении.
В журнале "КАТУА", декабрь 2015 г. на стр. 6, а также в газете "Бизнес и город Бердск" N34 (410) от 04.09.2015 г. (стр.4), N48 (424) от 11.12.2015 г. (стр.6), N50 (426) от 25.12.2015 г. (стр.4) - размещена реклама следующего содержания: "Компания Услада" приглашает вас / на 10 бесплатных оздоровительных сеансов с использованием уникальных анатомических изделий ТМ "Асония" с терапевтическим эффектом. Сеансы способствуют: улучшению качества сна / Нормализации работы кровеносной системы / Снятию болей в мышцах и суставах / Улучшению слуха и зрения / Улучшению состояния мужского здоровья / Рекомендовано беременным женщинами детям с первого года жизни / Профилактика простатита / Акция! Длительность сеанса 40 минут / Компьютерная диагностика организма в подарок / Адрес: ул.Ленина, 89/1, оф.200 / Записаться возможно по тел. 8-913-372-75-10".
Как указывает заявитель, в данной рекламе не указаны сроки проведения акции, следовательно нарушена ст.9 Закона о рекламе.
В результате рассмотрения заявления, Новосибирским УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона о рекламе.
15.06.2016 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России, К<> даны пояснения о том, что она является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Целью бесплатных сеансов, указанных в рекламе, было привлечение внимания потребителей к товарам ТМ "Асония", а именно анатомическим подушкам "Асония". Данные подушки К<> и ряд других физических лиц приобрели у ООО "Услада" с целью дальнейшей реализации. На предлагаемых сеансах обратившимся людям показывали видеоролики о пользе данной продукции. Сеансы проходили с использованием данных подушек для наглядной демонстрации их свойств.
Таким образом, целью рассматриваемой рекламы было привлечение внимания потребителей к анатомическим подушкам "Асония".
Согласно рекламному объявлению, данные сеансы способствуют: улучшению качества сна, нормализации работы кровеносной системы, снятию болей в мышцах и суставах, улучшению слуха и зрения, улучшению состояния мужского здоровья, рекомендовано беременным женщинами детям с первого года жизни, профилактика простатита.
К<> на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представлен отчет по научно-исследовательской работе на тему: "Использование клинических эффектов анатомической подушки "Асония" в системе реабилитации больных с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями опорно-двигательного аппарата", составленный к.м.н. М.Н.Насыровым - врачом травматологом-ортопедом, заведующим отделением реабилитации ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. Акад. Г.А. Илизарова.
Согласно данному отчету целью исследования явилось изучение сано-генетического влияния анатомической подушки "Асония" при лечении больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Клиническим и сравнительно статистическим анализом результатов исследования установлено и достоверно подтверждено позитивное влияние анатомической подушки "Асония" на процесс восстановительного лечения больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Исходя их полученных результатов исследования, можно предложить следующие показания к использованию клинических эффектов анатомической подушки "Асония" в ортопедо-травматологической практике:
- острые и хронические вертеброгенные и миогенные болевые синдромы,
- суставные контрактуры, обусловленные болевым синдромом, мышечным спазмом, отеком сустава,
- острые и хронические синовиты,
- отечные симптомы при последствиях травм и дегенеративно-дистрофических заболеваниях составов и позвоночника.
Информации о нормализации работы кровеносной системы, улучшению слуха и зрения, улучшению состояния мужского здоровья, рекомендациях беременным женщинами детям с первого года жизни, о профилактике простатита при использовании денных подушек в данном отчете не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
Материалами дела не подтверждено и К<> не доказано, что рассматриваемые анатомические подушки "Асония" обладают заявленными в рекламе потребительскими свойствами.
Кроме того, в представленных в материалы дела сертификатах соответствия и санитарно-эпидемиологическом заключении данные подушки значатся как изделие бытовое спальное. Информация о медицинском предназначении данных подушек в материалах дела отсутствует. В реестре медицинских изделий Росздравнадзора анатомические подушки "Асония" отсутствуют. Таким образом, данная продукция не является медицинским изделием.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.
Также в рассматриваемой рекламе предлагается "Компьютерная диагностика в подарок". На рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России, К<> даны пояснения, что данная диагностика производится на медицинском аппарате "Оникс" приглашенным из г.Новосибирска медицинским работником. Самостоятельно К<> данную процедуру не осуществляет. Поскольку процедура компьютерной диагностики проводится на специальном медицинском аппарате, с участием медицинского работника, она является медицинской услугой.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе должна присутствовать информация о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов. Данная информация отсутствует, что является нарушением ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение п.2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе;
рекламораспространитель несет ответственность за нарушение п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Согласно информации, представленной редакцией газеты "Бизнес и город Бердск", а также журнала "KATYA", учредителем данных информационных изданий является Индивидуальный предприниматель Щербенева Марина Валерьевна (ИНН 544590467539).
Следовательно, рекламораспротранителем данных рекламных объявлений является ИП Щербенева М.В.
Согласно ответу ИП Щербеневой М.В. (вх. N 3272 от 14.04.2016) на запрос Новосибирского УФАС России, рекламодателем рассматриваемой рекламы является К<> (адрес: г. Бердск, ул. Ленина, д. 89/1, офис 200).
Таким образом, в действиях рекламораспространителя - ИП Щербеневой М.В. имеются нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе. В действиях рекламодателя - К<> имеются нарушения п.2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ч. 5 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Комиссия Новосибирского УФАС России наличие признаков нарушения ст. 9 Закона о рекламе не установлено в связи с отсутствием в данной статье информации о проведении какого-либо стимулирующего мероприятия. В данной рекламе не сообщается о проведении конкурсов, игр и иных мероприятий, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе решила:
1. Признать информацию, размещенную в журнале "КАТУА", декабрь 2015 г. на стр. 6, а также в газете "Бизнес и город Бердск" N34 (410) от 04.09.2015 г. (стр.4), N48 (424) от 11.12.2015 г. (стр.6), N50 (426) от 25.12.2015 г. (стр.4), следующего содержания: "Компания Услада" приглашает вас / на 10 бесплатных оздоровительных сеансов с использованием уникальных анатомических изделий ТМ "Асония" с терапевтическим эффектом. Сеансы способствуют: улучшению качества сна / Нормализации работы кровеносной системы / Снятию болей в мышцах и суставах / Улучшению слуха и зрения / Улучшению состояния мужского здоровья / Рекомендовано беременным женщинами детям с первого года жизни / Профилактика простатита / Акция! Длительность сеанса 40 минут / Компьютерная диагностика организма в подарок / Адрес: ул.Ленина, 89/1, оф.200 / Записаться возможно по тел. 8-913-372-75-10", ненадлежащей рекламой,
2. Признать ИП Щербеневу Марину Валерьевну (ИНН 544590467539) нарушившей:
п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона "О рекламе" - в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
3. Признать К<> нарушившей:
п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона "О рекламе" - в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
4. Выдать ИП Щербеневой М.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
5. Выдать К<> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 01-66/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"27" июня 2016 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от "27" июня 2016 г. по делу N 66/16 о признании информации, размещенной в журнале "КАТУА", декабрь 2015 г. на стр. 6, а также в газете "Бизнес и город Бердск" N34 (410) от 04.09.2015 г. (стр.4), N48 (424) от 11.12.2015 г. (стр.6), N50 (426) от 25.12.2015 г. (стр.4) - следующего содержания: "Компания Услада" приглашает вас / на 10 бесплатных оздоровительных сеансов с использованием уникальных анатомических изделий ТМ "Асония" с терапевтическим эффектом. Сеансы способствуют: улучшению качества сна / Нормализации работы кровеносной системы / Снятию болей в мышцах и суставах / Улучшению слуха и зрения / Улучшению состояния мужского здоровья / Рекомендовано беременным женщинами детям с первого года жизни / Профилактика простатита / Акция! Длительность сеанса 40 минут / Компьютерная диагностика организма в подарок / Адрес: ул.Ленина, 89/1, оф.200 / Записаться возможно по тел. 8-913-372-75-10", ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Щербеневой Марине Валерьевне (ИНН 544590467539) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона "О рекламе" - в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
ч. 7 ст. 24 Закона "О рекламе" - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов,
в том числе информации, указанной выше.
2. ИП Щербеневой М.В. представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "18" июля 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 27 июня 2016 г. N 66/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016