Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 30 июня 2016 г. N 62/16
Резолютивная часть решения оглашена "16" июня 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме "30" июня 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N 62/16, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Щербеневой М.В. (ИНН 544590467539) и ООО СК "Витадент" (ИНН 5445263395; юридический адрес: 633009, г. Бердск, ул. Красная Сибирь, д.107, оф.4) по факту размещения на перовой странице газеты "Бизнес и город Бердск" N19 (395) от 21.05.2015 г. рекламы "Стоматологическая клиника VITA DENT", с признаками нарушения ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в отсутствии:
- заявителя - физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом);
- ИП Щербеневой М.В. (не явилась, уведомлена надлежащим образом);
в присутствии:
- директора ООО СК "Витадент" - К<> (паспорт), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. 2105 от 14.03.2016 г.), по факту размещения на перовой странице газеты "Бизнес и город Бердск" N19 (395) от 21.05.2015 г. рекламного объявления, следующего содержания: "Стоматологическая клиника VITA DENT / Мы всегда рядом! Диагностика / Лечение / Протезирование / Хирургия / Имплантация / Профилактика / Бердск, ул. Кр. Сибирь, 107, офис 4 / тел. 8(383-41) 343-60, 8-913-460-75-04", с признаками нарушения Закона о рекламе.
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из способа, формы, распространения, оформления, содержания вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.
Следовательно, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п.1 ст.3 Закона о рекламе.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются услуги стоматологические услуги.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Согласно номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н, все виды стоматологических услуг относятся к медицинским услугам.
Следовательно, в рассматриваемой рекламе должно присутствовать предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Данное предупреждение в рассматриваемой рекламе отсутствует. Следовательно, имеет место нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно информации, представленной редакцией газеты "Бизнес и город Бердск", учредителем данного периодического издания является Индивидуальный предприниматель Щербенева Марина Валерьевна (ИНН 544590467539).
Следовательно, рекламораспротранителем данных рекламных объявлений является ИП Щербенева М.В.
Согласно ответу ИП Щербеневой М.В. (вх. N 3272 от 14.04.2016) на запрос Новосибирского УФАС России, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО СК "Витадент" (ИНН 5445263395).
Согласно отзыву на Определение о возбуждении дела N 62/16 от 16.05.2016 г., представленному ООО СК "Витадент" (вх. N 5296 от 14.06.2016 г.), рассматриваемая реклама размещалась на основании договора об оказании услуг от 30.04.2015 г, заключенного между ИП Щербеневой М.В. и ООО СК "Витадент". Также Обществом был представлен согласованный рекламный макет, в котором содержится информация о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом.
На рассмотрении дела 16.06.2016 г. Комиссией Новосибирского УФАС России, директором ООО СК "Витадент" даны устные пояснения, согласно которым Обществу неизвестно, по каким причинам предупреждение не было отражено в рекламе, попавшей в печать, а также размещения рекламы на первой странице, а не в разделе, посвященному медицинским услугам. В соответствии с пояснениями директора ООО СК "Витадент", Общество сделало все необходимое для соблюдения законодательства РФ, и не усматривает в нарушении ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе вины ООО СК "Витадент".
Принимая во внимание пояснения ООО СК "Витадент", Комиссия Новосибирского УФАС России, отмечает, что отсутствие в рассматриваемой рекламе информации, требуемой в соответствии с Законом о рекламе, произошло по вине рекламораспространителя (ИП Щербеневой М.В.). Однако, в представленном Обществом согласованном макете, где имеется информация о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом, такой информации отведено менее 5% (пяти процентов) рекламной площади (рекламного пространства). Таким образом, в случае, если бы рассматриваемая реклама была опубликована в соответствии с согласованным макетом, требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе также не были бы соблюдены.
В отзыве на Определение о возбуждении дела, представленном рекламораспространителем (вх. N 5369 от 15.06.2016 г.), ИП Щербенева М.В. признает факт нарушения Закона о рекламе и отмечает, что в дальнейшем все нарушения будут исправлены и рекламные издания приведены в соответствие с законодательством о рекламе.
Исходя из изложенного, в действиях ИП Щербеневой М.В. и ООО СК "Витадент" содержится нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе решила:
1. Признать информацию, размещенную на перовой странице газеты "Бизнес и город Бердск" N19 (395) от 21.05.2015 г., следующего содержания: "Стоматологическая клиника VITA DENT / Мы всегда рядом! Диагностика / Лечение / Протезирование / Хирургия / Имплантация / Профилактика / Бердск, ул. Кр. Сибирь, 107, офис 4 / тел. 8(383-41) 343-60, 8-913-460-75-04", ненадлежащей рекламой.
2. Признать ИП Щербеневу М.В. (ИНН 544590467539) нарушившей ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
3. Признать ООО СК "Витадент" (ИНН 5445263395) нарушившим нарушившей ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
4. Выдать ИП Щербеневой М.В. предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
5. Выдать ООО СК "Витадент" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
6. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
ПРЕДПИСАНИЕ N 01-62/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" июня 2016 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от "30" июня 2016 г. по делу N 62/16 о признании информации, размещенной на перовой странице газеты "Бизнес и город Бердск" N19 (395) от 21.05.2015 г. следующего содержания: "Стоматологическая клиника VITA DENT / Мы всегда рядом! Диагностика / Лечение / Протезирование / Хирургия / Имплантация / Профилактика / Бердск, ул. Кр. Сибирь, 107, офис 4 / тел. 8(383-41) 343-60, 8-913-460-75-04", ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Щербеневой Марине Валерьевне (ИНН 544590467539) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
ч. 7 ст. 24 Закона "О рекламе" - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники,
в том числе информации, указанной выше.
2. ИП Щербеневой М.В. представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "18" июля 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-62/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" июня 2016 г. г.Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы;
члены комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
на основании своего решения от "30" июня 2016 г. по делу N 62/16 о признании информации, размещенной на перовой странице газеты "Бизнес и город Бердск" N19 (395) от 21.05.2015 г. следующего содержания: "Стоматологическая клиника VITA DENT / Мы всегда рядом! Диагностика / Лечение / Протезирование / Хирургия / Имплантация / Профилактика / Бердск, ул. Кр. Сибирь, 107, офис 4 / тел. 8(383-41) 343-60, 8-913-460-75-04", ненадлежащей рекламой,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО СК "Витадент" (ИНН 5445263395; юридический адрес: 633009, г. Бердск, ул. Красная Сибирь, д.107, оф.4) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований:
ч. 7 ст. 24 Закона "О рекламе" - реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники,
в том числе информации, указанной выше.
2. ООО СК "Витадент" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "18" июля 2016 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 30 июня 2016 г. N 62/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016