Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 1 июля 2016 г. N 541
Резолютивная часть решения оглашена "30" июня 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "01" июля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
председатель Комиссии: Видякин С.И. - руководитель Управления,
члены Комиссии: Ивенин Е.Н. - начальник отдела контроля товарных рынков и органов власти, Семенова А.А. - старший специалист 2 разряда отдела контроля товарных рынков и органов власти,
в присутствии
от заявителя: <> - представителя ООО "СК "Согласие" по доверенности (доверенность от 01.04.2016 N 1329/Д), <> - представителя ООО "СК "Согласие" по доверенности (доверенность от 22.06.2016 N 4138/Д);
от организатора торгов - <> - представителя МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" по доверенности (доверенность от 27.06.2016 б/н),
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г.
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (далее - ООО "СК "Согласие", Заявитель) на действия заказчика - Муниципального предприятия городского округа Саранск "Горэлектротранс" (далее - МП г.о. Саранск "Горэлектротранс", Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" (извещение N 31603783470), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба ООО "СК "Согласие" на действия заказчика - МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" - при проведении запроса предложений в электронной форме N 31603783470 на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Саранск "Горэлектротранс".
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, статья 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" не подлежит применению только в отношении жалоб, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрение жалоб на торги, проводимые по иным основаниям, подлежат рассмотрению по статье 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 17 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не связана доводами заявителя и полномочна при выявлении иных нарушений принять соответствующие меры реагирования.
Из жалобы ООО "СК "Согласие" следует, что заказчиком - МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке zakupki223.eltorg.org размещено извещение N 31603783470 о проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме.
Наименование объекта закупки: заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Срок и место подачи предложений: с 08:00 17.06.2016 г. по 24.06.2016 г. до 08:00, на электронную торговую площадку zakupki223.eltorg.org в форме электронного документа в соответствии с Законом N 63-ФЗ от 06.04.2011 г.
При этом, по мнению Заявителя, при проведении указанной закупки заказчиком (организатором) были допущены нарушения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках) и ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, документацией установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
- цена договора;
- размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2015 года;
- опыт оказания услуг;
- рассрочка платежа.
Согласно доводам Заявителя договор по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, согласно документации, заключается в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
При этом в соответствии с частью 3 статьи 11 указанного закона Центральный банк Российской Федерации (Банк России) вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд.
Таким образом, цена договора не может быть рассчитана по тарифу меньшему, чем установлено указаниями Центробанка и должна быть у всех страховщиков одинаковой. Страховщик, предложивший цену, рассчитанную по тарифу меньше, чем установил Центробанк, нарушит нормы ФЗ "О защите конкуренции". Все страховщики, предложившие минимальную цену, получат одинаковое количество баллов.
Возражая против установления критерия "Рассрочка платежа", ООО "СК "Согласие" привело следующие доводы: в соответствии с правилами НССО максимальная рассрочка, которую может предоставить каждый из страховщиков составляет четыре месяца.
Таким образом, при сопоставлении по критерию "рассрочка платежа" также каждый из страховщиков получит одинаковое количество баллов.
Что касается критерия "Размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2015 года", то, согласно пункту 2 раздела 12.3 документации, данные для оценки по названному критерию предоставляются на основании бухгалтерского баланса юридического лица.
При этом согласно данным бухгалтерских балансов, размещаемых страховщиками на своих официальных сайтах, максимальный размер страховых резервов у АО "СОГАЗ". То есть максимальный балл по данному критерию может получить только АО "СОГАЗ".
По критерию "Опыт оказания услуг" Заявителем представлены следующие сведения. В соответствии с частью 3 раздела 12.3 "Оценочная стадия" документации при сопоставлении по критерию "опыт оказания услуг" учитывается сумма всех договоров на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ N 67 от 14.06.2012 г. в Республике Мордовия с указанием лимита ответственности (подтверждается реестром договоров ОС ГОП, заключенным участником запроса предложений в 2015 г.)
Последствием установления в документации территориального ограничения для критерия "опыт оказания услуг" (то есть то, что сумма договоров ОСГОП считается только по Республике Мордовия), по мнению ООО "СК "Согласие", становиться то обстоятельство, что максимальный балл здесь может получить только АО "СОГАЗ".
Данное обстоятельство подтверждается официальной информацией, представленной на сайте www.insur-info.ru.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик включил в документацию критерии, ограничивающие конкуренцию, путем создания преимущественных условий участия в торгах одному или нескольким участникам, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; ст. 3 ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ. При этом, по словам представителей ООО "СК "Согласие", претензий к процедуре проведения запроса предложений у Заявителя нет.
МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" в своих возражениях, представленных в Мордовское УФАС России, приводит доводы, согласно которым жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в ней отсутствуют сведения, указывающие на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах.
Вместе с тем, по доводам жалобы ООО "СК "Согласие" Заказчик поясняет следующее.
Критерий "Цена договора", по мнению МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" не нарушает требования Закона о закупках и ФЗ "О защите конкуренции". Его установление также не ущемляет права участников закупки, поскольку любой участник закупки может предложить на свое усмотрение как максимальный, так и минимальный тариф установленный ЦБ РФ, также он вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд).
Согласно пункту 2 раздела 12.3 документации данные для оценки по критерию "Размер страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни на 31.12.2015 года" предоставляются на основании бухгалтерского баланса юридического лица. Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 25 данного закона гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства (капитал); перестрахование (ч. 1). Собственные средства (капитал) страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль (ч. 2). Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и наложения соответствующих штрафных санкций.
Кроме того, согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Таким образом, несколько страховых организаций могут объединиться и исполнять договор, как состраховщики, при этом показатель размера резервов юрлиц-участников коллективной заявки будут суммироваться.
Критерий оценки заявок "Опыт оказания услуг", по мнению Заказчика, также не противоречит действующему законодательству, ввиду того, что заказчик имеет право на получение услуги у более опытного поставщика услуг, что также не ограничивает конкуренцию в соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 5.3 постановления президиума НССО от 20.02.2013 г. N 50 утверждены варианты уплаты страховой премии: "Уплата страховой премии (страхового взноса) по договору обязательного страхования производится единовременно либо в рассрочку 2 равными платежами, при этом 2-й страховой взнос должен быть уплачен страхователем в срок, не превышающий 4 месяцев с момента уплаты первого страхового взноса. В случае наступления страхового случая по договору обязательного страхования до указанного в договоре обязательного страхования срока уплаты 2-го страхового взноса, 2-й страховой взнос должен быть уплачен страхователем в течение 10 дней с момента наступления страхового случая".
Исходя из вышеизложенного, на усмотрение участника закупки могут быть предложены несколько вариантов оплаты страховой премии, что никоим образом не ограничивает конкуренцию участников закупки.
Согласно статье 10 закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ) страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, определенную договором обязательного страхования, единовременно в момент заключения договора обязательного страхования, если договором обязательного страхования не предусмотрены иные порядок и срок или сроки уплаты страховой премии (страховых взносов).
Данное законоположение закрепляет обязанность страхователя единовременно уплатить страховщику страховую премию в момент заключения договора обязательного страхования (статья 10 Закона N 67-ФЗ). Данное требование не носит безусловного характера, поскольку может меняться в порядке договорного регулирования поведения сторон обязательства. Это, в свою очередь, означает, что в договоре обязательного страхования могут закрепляться иные условия о порядке и сроках выплаты страховой премии.
Ссылка ООО "СК "Согласие" на преимущественное положение АО "СОГАЗ", по мнению МП г.о. Саранск "Горэектротранс", не обоснована, так как заявителем в составе жалобы приведены данные только по шести страховым организациям, согласно данным НССО лицензией на ОС ГОП обладает 41 организация. Таким образом, заявителем искажена информация о прогнозируемом итоге рассмотрения заявок.
Исследовав жалобу, иные документы и материалы, представленные ООО "СК "Согласие", возражения, представленные МП г.о. Саранск "Горэлектротранс", выслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
ООО "СК "Согласие" не является участником запроса предложений в электронной форме N 31603783470 на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Саранск "Горэлектротранс", а также не обжалует порядок проведения Заказчиком указанного запроса предложений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "СК "Согласие" является ненадлежащим заявителем в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В то же время Комиссия усматривает в действиях Заказчика - МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" при проведении запроса предложений в электронной форме
N 31603783470 на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МП г.о. Саранск "Горэлектротранс", выразившиеся в установлении критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "СК "Согласие" ненадлежащим заявителем в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Передать материалы рассмотрения жалобы в отдел контроля рекламы и рынка финансовых услуг Мордовского УФАС России для решения вопроса о наличии в действиях МП г.о. Саранск "Горэлектротранс" признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии С.И. Видякин
Члены Комиссии: Е.Н. Ивенин
А.А. Семенова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 июля 2016 г. N 541
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016