Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Хомяков Андрей Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушенииN 4-14.24-579/00-02-16, возбужденного в отношении Публичное акционерное общество "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, КПП 99725001; адрес: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16; дата регистрации в качестве юридического лица - 25.02.1993) (далее - ПАО "Газпром") в отсутствии законного представителя ПАО "Газпром", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-14.24-579/00-02-16, в присутствии защитника <> (по доверенности от 05.10.2015 N 01/04/04-689д), которой разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП, установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623 утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении следующего товара:
а) нефтепродукты, предусмотренные техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, при условии, что суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродуктов, свыше 100 тыс. тонн за предшествующий год и объем сделки составляет не менее 60 тонн;
б) нефть сырая, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн;
в) угли коксующиеся, каменные, бурые и антрацит при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 60 тонн;
г) пшеница 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн;
д) газ природный, реализованный на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров;
е) сжиженный углеводородный газ при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 100 тыс. тонн и при условии, что объем сделки составляет не менее 30 тонн.
В соответствии с пунктом 8 Положения, ответственность за предоставление информации о внебиржевом договоре, за ее полноту и достоверность несет лицо, заключившее договор об отчуждении биржевого товара на внебиржевом рынке (лицо, заключившее внебиржевой договор).
На основании пункта 14 Положения, сведения, предусмотренные Положением, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее трех рабочих дней со дня его заключения.
Как следует из абзаца второго пункта 9 Положения сведения, содержащиеся в реестре, передаются биржей федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование той сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, на основании письменного запроса (далее - запрос) в объеме, указанном в запросе, в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения запроса, за исключением случаев, когда иной срок установлен законодательством Российской Федерации. Запрос должен быть подписан уполномоченным должностным лицом.
В целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения, и на основании статей 22, 23 и 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральной антимонопольной службой в адрес ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - ЗАО "СПбМТСБ") был направлен запрос информации от 11.04.2016 N АГ/23549/16 о представлении, в том числе, реестра внебиржевых договоров на реализацию природного газа за 1 квартал 2016 года.
Запрашиваемая информация была представлена в ФАС России ЗАО "СПбМТСБ" письмом от 26.04.2016 N 103-04. В реестре внебиржевых договоров сектора природного газа, представленных письмом от 27.04.2016 N 130-04 ЗАО "СПбМТСБ" в ФАС России не отражены какие-либо договоры, либо дополнительные соглашения к ним, заключенные ПАО "Газпром" во внебиржевом сегменте в период с 01.02.2016 по 31.03.2016.
ПАО "Газпром" на запрос ФАС России от 12.04.2016 N АГ/24305/16 направило в адрес ФАС России письмо от 29.04.2016 N 06-480, в котором ПАО "Газпром" сообщает ФАС России, что в период с 01.02.2016 по 31.03.2016 хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО "Газпром", не заключались внебиржевые договоры, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам (газ природный). Так же, в вышеуказанном письме ПАО "Газпром" сообщает, что договоры, заключенные ПАО "Газпром" с дочерними обществами на поставку добытого ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами газа, содержат условие об определении цены газа на основании соответствующего внутреннего Прейскуранта.
Согласно статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении Российской Федерации", в целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация - собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.
Не смотря на то, что в своём письме от 29.04.2016 N 06-480 ПАО "Газпром" утверждает, что внутренние расчетные цены устанавливаются ПАО "Газпром" в соответствии с действующим законодательством, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует нормативных актов, регулирующих ценообразование внутри группы лиц ПАО "Газпром".
Реализация природного газа осуществляется ПАО "Газпром" в рамках действующих договоров поставки природного газа. Поставка природного газа осуществляется в соответствии с дополнительными соглашениями к уже действующим договорам и оформляется соответствующими актами приёма-передачи товара. Деятельность ПАО "Газпром" подпадает под подпункт "д" пункта 2 Положения. Не смотря на вышеуказанное, ПАО "Газпром" не осуществляло регистрацию внебиржевых договоров или дополнительных соглашений к уже действующим договорам в период с 01.02.2016 по 31.03.2016.
В соответствии с договором, заключенным между ПАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" 29.12.2016 N МРГ-2009/1-019/09 ПАО "Газпром" реализует ООО "Газпром межрегионгаз" природный газ добытый ПАО "Газпром" и/или его аффилироваными лицами для дальнейшей реализации потребителям на территории Российской Федерации.
Согласно дополнению от 25.02.2016 N 13/16 к договору от 29.12.2016 N МРГ-2009/1-019/09 ПАО "Газпром" поставляет ООО "Газпром межрегионгаз" в 2016 году 162,080 млрд. куб. м. природного газа по регулируемым ценам (основная поставка газа) и 24,971 млрд куб. м. природного газа на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333.
В связи с тем, что все существенные условия договора были определены ПАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз" после подписания актов сдачи-приёмки газа от 31.03.2016 и счетов-фактур от 31.03.2016, в соответствии с которыми установлены объемы поставки природного газа и стоимость, после подписания указанных документов, в течение 3 рабочих дней информация подлежит регистрации в реестре внебиржевых сделок. Срок регистрации - 05.04.2016.
В письменных объяснениях защитника ПАО "Газпром" <> по делу N 4-14.24-579/00-02-16 указано, что ПАО "Газпром" не заключает внебиржевые договоры реализации газа на внутреннем рынке Российской Федерации и не заключает внебиржевые договора реализации газа по нерегулируемым государством ценам.
Указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела, а именно в представленном договоре N МРГ-209/1-016/09 и актах приемки-сдачи газа к указанному договору и счетах фактуры.
В дополнение к письменным объяснениям по делу N 4-14.24-579/00-02-1, представленными в ходе рассмотрения защитником ПАО "Газпром" <>, заявлено, что ПАО "Газпром" представлены, в рамках производства по данному делу, договоры реализации газа заключены, заключенные только со 100% дочерними обществами, и не представление информации о таких договорах на биржу не свидетельствует о наличии события административного правонарушения и не может быть основанием для привлечения ПАО "Газпром" к административной ответственности.
Этот довод так же является не состоятельным по следующим основаниям:
как следует из подпункта "д" пункта 2 Положения, подлежит представлению информация о внебиржевых договорах в отношении товара - газ природный, реализованный на внутреннем рынке Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. метров за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. метров.
Материалами дела подтверждается, что в 2015 году ПАО "Газпром" добыл 418,5 млрд. куб. метров газа и объем сделки составил более 10 млн. куб. метров газа.
Так же, согласно пункту 6 Положения, предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения.
ПАО "Газпром" - глобальная энергетическая компания. Одним из основных направлений ее деятельности является добыча и реализация газа. Из чего следует что ПАО "Газпром" является производителем товара, предусмотренного подпунктом "д" пункта 2 Положения.
Таким образом, ПАО "Газпром" нарушило пункты 2 и 6 Положения, выразившиеся в непредставлении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, информации об указанном договоре, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП.
Время совершения административного правонарушения: 06.04.2016
Место совершения административного правонарушения - 117997, г. Москва, ул Наметкина. д. 16.
За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 6 статьи 14.24 КоАП, согласно которой нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объект административного правонарушения: общественные отношения, связанные с защитой конкуренции.
Объективная сторона состоит в непредставлении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, информации об указанном договоре.
Субъект административного правонарушения: ПАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, КПП 99725001; адрес: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16; дата регистрации в качестве юридического лица - 25.02.1993).
Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении N 4-14.24-579/00-02-16 и установленных обстоятельств, у ПАО "Газпром" имелась возможность не совершать указанных действий, однако ПАО "Газпром" этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 14.24 КоАП.
Состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении
N 4-14.24-579/00-02-16, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения ПАО "ГазпроМ" к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела в отношении ПАО "Газпром" обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 6 статьи 14.24, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП, постановил:
Признать ПАО "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518, КПП 99725001; адрес: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16; дата регистрации в качестве юридического лица - 25.02.1993) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.24 КоАП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н
"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УИН 0210295033070100000484215
Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК
(для ФАС России л/с 04951001610)
КБК 161 1 1602010 016000 140
ОКТМО 45380000
Банк получателя
ОПЕРУ-1
Банка России
г. Москвы
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (499)755-23-24.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2016 г. N 09/44857/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016