Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 23 июня 2016 г. N 06/3922
Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2016
Решение изготовлено в полном объеме 23.06.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участи представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее также - Заказчик, ГУП РК "Черноморнефтегаз") -
Купцовой М. В. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "АВТО-КОМПЛЕКТ" (далее также - Заявитель, ООО "АВТО-КОМПЛЕКТ") Гусятинской М. Д. (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 01.06.2016 N92 (вх. N1133/09 от 09.06.2016) на действия Заказчика при проведении запроса цен в электронной форме (223-ФЗ) "Запчасти, узлы, агрегаты, расходные материалы (Лот 1, 2, 3 согласно спецификации) (29.32.30 - Комплектующие и принадлежности для автотранспортных средств, не включенные в другие группировки)" (номер извещения 31603572343) (далее также - Запрос цен), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее также - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Закупочной комиссии Заказчика, выразившихся в необоснованном отклонении заявок Заявителя по лотам N1,2,3 на участие в Запросе цен.
Крымским УФАС России принято уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.06.2016 N06/3590, направленное Заявителю, Заказчику, Оператору электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса цен Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК "Черноморнефтегаз", документацией о Запросе цен.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз", утвержденным приказом и.о. генерального директора ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 09.07.2015 N457-пр (далее - Положение о закупках), которым предусмотрена возможность проведения закупки таким способом, как запрос цен.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 19.04.2016;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос цен в электронной форме;
- дата окончания подачи заявок: 05.05.2016; дата и время рассмотрения заявок: 16.05.2016 в 14:00; дата подведения итогов: 24.05.2016;
- начальная (максимальная) цена договора:
по лоту N1 "Закупка запчастей, узлов, агрегатов, расходных материалов для грузовых автомобилей отечественного производства, автобусов (Лот N1)" - 1 086 323,00 российских рублей;
по лоту N2 "Закупка запчастей, узлов, агрегатов, расходных материалов для седельных тягачей (Лот N2)" - 883 935,00 российских рублей;
по лоту N3 "Закупка запчастей, узлов, агрегатов, расходных материалов для легковых автомобилей отечественного производства (Лот N3)" - 152 265,00 российских рублей;
- на участие Запроса цен поданы 3 (три) заявки, одна заявка не допущена к участию в Запросе цен (заявка Заявителя).
1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены, действиями Закупочной комиссии Заказчика, выразившимися в необоснованном отклонении заявки Заявителя на участие в Запросе цен.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 2, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно протоколам заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе цен в электронной форме от 07.06.2016 (далее - Протоколы рассмотрения) Закупочная комиссия Заказчика приняла решение об отклонении заявок Заявителя на участие в Запросе цен в связи с тем, что "Согласно заключения технических специалистов вн. 50/12-1610 от 18.05.2016 г.: в заявке участника наименование товара не соответствует по причине отсутствия номенклатурных номеров" (цитата Протоколов рассмотрения).
В документации о Запросе цен Заказчик установил следующую форму заявки на участие в Запросе цен:
"_
6. Форма заявки на участие в запросе цен
Претендент не должен отступать от данной формы, которая подается претендентом на фирменном бланке в случае его наличия. Участник по своему усмотрению, в подтверждение данных, представленных в настоящей форме, может прикладывать любые документы, положительно его характеризующие.
ФОРМА КОТИРОВОЧНОЙ ЗАЯВКИ
Мы, (название Участника), предоставляем свою котировочную заявку относительно участия в процедуре запроса цен на закупку: Запчасти, узлы, агрегаты, расходные материалы (Лот 1, 2, 3 согласно спецификации) (29.32.30 - Комплектующие и принадлежности для автотранспортных средств, не включенные в другие группировки) - в соответствии с техническими и другими требованиями Заказчика.
Изучив Извещение, Документацию и технические требования на выполнение указанного выше, мы, уполномоченные на подписание договора, имеем возможность и соглашаемся выполнить условия Заказчика и договора на следующих условиях:
1. Полное наименование претендента: _________________________________
2. Адрес (юридический и фактический): ________________________________
3. Руководство (должность, фамилия, имя, отчество): _____________________
4. Банковские реквизиты: __________________________________________
5. Адрес электронной почты______________________*
*адрес эл. Почты, на который Заказчик высылает уведомление в случае признания победителем
6. Цена заявки включает в себя все расходы, которые мы можем понести при выполнении своих обязательств по договору.
7. Заявка к предмету закупки:
Стоимость нашей заявки составляет*:
7.1. (без учета НДС) _________________________ (сумма цифрами и прописью) рублей.
7.2. (НДС) _________________________ (сумма цифрами и прописью) рублей.
7.3. (с учетом НДС) ________________________ (сумма цифрами и прописью) рублей.
Наименование товара (описание выполненных работ, услуг), имущественного права |
Ед. измерения |
Цена за единицу измерения без НДС
|
Количество (объем) |
Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без НДС |
Ставка НДС |
Сумма НДС, предъявляемая покупателю |
Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с НДС |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
Гр.3*гр.4 |
|
Гр.5*гр.6 |
Гр.5+гр.7 |
|
* - в случае, если Участник не является плательщиком НДС, то стоимость заявки указывается без НДС с учетом всех обязательных платежей, которые им оплачиваются.
_" (цитата документации о Запросе цен).
Согласно порядку рассмотрения заявок на участие в Запросе цен, установленному в документации о Запросе цен:
"_
2.1.6. Рассмотрение заявок на участие в запросе цен.
В целях выявления заявок и претендентов, соответствующих требованиям документации, проводится отбор заявок и участников, по итогам чего осуществляется допуск к оценочной стадии.
_
По результатам рассмотрения заявки на участие в запросе цен организатор вправе отклонить ее по следующим основаниям:
а) отсутствие в составе рассматриваемой части заявки документов, требуемых согласно документации о запросе цен, недействительности представленных документов, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки, предлагаемой продукции (работ, услуг) несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению;
б) наличие сведений о претенденте закупки в реестре недобросовестных поставщиков, ведущемся в соответствии с положениями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, ведущемся в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов, если требование об отсутствии указанных сведений об участнике закупки предусмотрено в информационной карте запроса цен;
в) несоответствие претендента закупки требованиям, установленным в соответствии документации о запросе цен (включая требования к субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям), если таковые были установлены);
г) несоответствие условий технической и (или) коммерческой части заявки требованиям технического задания и (или) проекта договора по существу;
д) несоответствие условий обеспечения установленным в документации о запросе цен;
е) подписание заявки неуполномоченным лицом.
В случае принятия Закупочной комиссией решения об отказе в допуске к оценочной стадии заявок на участие в запросе цен, в протокол включаются сведения об отклоняемых заявках на участие в запросе цен и положения настоящий документации о запросе цен, которым они не соответствуют. В указанном протоколе будут указаны сведения о допущенных участниках, об отклоняемых заявках на участие в запросе цен и положениях документации о запросе цен, которым они не соответствуют.
_" (цитата документации о Запросе цен).
Комиссия, изучив документацию о Запросе цен, не установила в данной документации требования о том, что в заявке на участие в Запросе цен участник закупки обязан указывать номенклатурные номера запасных частей для автотранспортных средств Заказчика. В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика подтвердил отсутствие данного требования и согласился с доводами жалобы.
Учитывая приведенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заявки Заявителя на участие в лотах N1,2,3 Запроса цен соответствует требованиям документации о Запросе цен, в связи с чем, действия Закупочной комиссии Заказчика нарушают требования пункта 2.1.6 документации о Запросе цен и части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Комиссия Крымского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
В силу пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки являются запасные части для автотранспортных средств Заказчика. В связи с чем, при описании товаров (запасных частей), предлагаемых к поставке участником Запроса цен при исполнении договора, заключенного по итогам Запроса цен, для автомобилей Заказчика такой участник обязан указать номенклатурный номер такой запасной части.
Комиссия, изучив документацию о Запросе цен, не установила в данной документации требования о том, что при описании товаров (запасных частей) для автотранспортных средств Заказчика, предлагаемых к поставке, участник Запроса цен указывает номенклатурный номер такой запасной части.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в документации о Запросе цен не надлежащим образом указал требования к описанию участниками Запросе цен поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его качественных характеристик, чем нарушил требования пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Закупочной комиссии Заказчика нарушение требований части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
5. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N 06/1158-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Прекратить действие уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 10.06.2016 N06/3590.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N 06/1158-16
об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
20.06.2016 г. Симферополь
Резолютивная часть предписания объявлена 20.06.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 23.06.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 20.06.2016 по делу N 06/1158-16 по итогам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "АВТО-КОМПЛЕКТ" (далее - Заявитель) от 01.06.2016 N92 (вх. N1133/09 от 09.06.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз" (далее - Заказчик) при проведении запроса цен в электронной форме (223-ФЗ) "Запчасти, узлы, агрегаты, расходные материалы (Лот 1, 2, 3 согласно спецификации) (29.32.30 - Комплектующие и принадлежности для автотранспортных средств, не включенные в другие группировки)" (номер извещения 31603572343) (далее - Запрос цен), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика отменить протоколы вскрытия заявок на участие в Запросе цен, протоколы заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в Запросе цен (далее - Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
2. Заказчику:
- привести документацию о Запросе цен в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц и с учетом решения от 20.06.2016 по делу N 06/1158-16 и разместить измененную документацию о Запросе цен на официальном сайте;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Запросе цен;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен, новую дату рассмотрения заявок на участие в Запросе цен, новою дату подведения итогов Запроса цен, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе цен и новой дате подведения итогов Запроса цен. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации о Запросе цен;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Запросе цен, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Запросе цен, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе цен, новой дате рассмотрения заявок на участие в Запросе цен, новой дате подведения итогов Запроса цен, а также о возможности подать новые заявки на участие в Запросе цен.
3. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика возможность выполнить пункты 1, 2 настоящего предписания.
4. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках товаров работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым "Черноморнефтегаз", утвержденного приказом и.о. генерального директора ГУП РК "Черноморнефтегаз" от 09.07.2015 N457-пр, и с учетом решения от 20.06.2016 по делу N 06/1158-16.
5. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика в срок до 22.07.2016 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 23 июня 2016 г. N 06/3922
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016