Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 22 июня 2016 г. N РХ-04/8608
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе: "_" в присутствии представителя заказчика - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница" "_" в отсутствие заявителя ООО "Медитрейд", о времени и месте рассмотрения жалобы, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Медитрейд" (вх.N902/ж) на действия заказчика - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница", при проведении электронного аукциона N 0711200004016000046 на предмет: "Поставка и ввод в эксплуатацию стоматологической установки для ГАУЗ "Чистопольская ЦРБ"", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200004016000046, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.05.2016 г.
Заказчик - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница".
Начальная (максимальная) цена контракта -490 261,00 руб.
Дата проведения электронного аукциона - 06.06.2016 г.
Суть жалобы, заявитель считает, что аукционная документация, а так же действия заказчика содержат нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: 1)по мнению заявителя из анализа технических и функциональных характеристик требуемого к поставке товара по данному электронному аукциону техническое задание полностью соответствует стоматологической установки "Клер" производства ООО Научно-производственная фирма "Дентофлекс"; 2) заказчик предоставил ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации за пределами срока установленным действующим законодательством о контрактной системе.
Изучив материалы, Комиссия сочла доводы заявителя, изложенные в жалобе, частично обоснованными, ввиду следующего.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница", положение о закупках не размещено. Следовательно, ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница", при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
1. Относительно довода заявителя о том, что Техническое задание аукционной документации полностью соответствует стоматологической установки "Клер" производства ООО Научно-производственная фирма "Дентофлекс", вместе с тем в регистрационном удостоверении NФСР 2010/09501 от 31.07.2015 г. на данное оборудовании отсутствует указание на стоматологическое кресло, ввиду этого оно является незарегистрированным видом изделия и не может быть принято Заказчиком из-за отсутствия документа, подтверждающего качество товара, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России представители заказчика представили на обозрение доказательства того, что на рынке присутствуют несколько видов стоматологических установок с эквивалентными техническими характеристиками соответствующие требованиям аукционной документации.
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит требованиям действующего законодательства.
Следовательно, довод жалобы по данному основанию является необоснованным.
2. Относительно довода заявителя от том, что заказчик направил ответ на запрос о даче разъяснений за пределами срока установленным действующим законодательством о контрактной системе, Комиссия Татарстанского УФА России приходит к следующему.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть, а также заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ходе заседания Комиссии установлено, что заявитель 26.05.2016 г., воспользовавшись правом предусмотренным действующим законодательством, направил запрос на разъяснение положений документаций об электронном аукционе.
При этом, заказчик в нарушением срока направил ответ по истечению 5 дней, а именно: 31.05.2016 года.
Таким образом, заказчик допустил нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения выборочной внеплановой документарной проверки было установлено следующее.
Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Так, в соответствии с частями 1-4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено следующее:
При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, определены в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации N155 от 25.03.2014 года "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155).
Согласно пункту 1 Приказа N 155, сфера действия данного приказа распространяется, в том числе на изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления.
В силу пункта 7 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В состав объекта закупки входит поставка медицинского оборудования и медицинской мебели, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКПД), подпадает под действие Приказа N155.
Следовательно, в извещении о проведении электронного аукциона N 0711200004016000046 государственный заказчик должен указать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом извещение о проведении электронного аукциона N 0711200004016000046 содержит в себе код ОКПД - 32.50.11.000, однако заказчик не устанавливает преференции в соответствии с Приказом N 155.
Таким образом, государственным заказчиком допущено нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Медитрейд" на действия заказчика - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона N0711200004016000046 на предмет: "Поставка и ввод в эксплуатацию стоматологической установки для ГАУЗ "Чистопольская ЦРБ"", частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница" нарушившим требования части 4 статьи 65, пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Выдать заказчику - ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница", оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 июня 2016 г. N РХ-04/8608
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016