Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 1 июня 2016 г. N 06-10/16-141
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Врио председателя Комиссии Мурманского УФАС - Ворониной К.Ф., врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС:
Гребенюковой М.Е. - главного специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Базоевой Л.В. - специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
представителя Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" - <> (по доверенности от 11.01.2016 N 15/3),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Путешественник" - <> (по доверенности N 22/03/2016 от 22.03.2016),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путешественник" (далее по тексту решения - ООО "Путешественник", Общество, Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" (далее по тексту решения - Заказчик, ФКУ "ЦХиСО") при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта с бюджетным учреждением об оказании услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области, номер закупки: 0849100000916000047 (далее по тексту - Электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 25.05.2016 обратилось Общество с жалобой на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 14 часов 30 минут 01.06.2016 и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Из существа поступившей жалобы следует, что ООО "Путешественник" стало победителем Электронного аукциона. Общество в своей жалобе выражает несогласие с решением Заказчика от 19.05.2016 о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, обусловленным отказом Заказчика в принятии предоставленной ООО "Путешественник" банковской гарантии. Заявитель считает, что вышеуказанные действия Заказчика необоснованны и нарушают требования Закона о контрактной системе, просит провести проверку и выдать Заказчику предписание о заключении контракта.
Представитель ООО "Путешественник" в ходе заседания Комиссии поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительных объяснений и заявлений не представил.
Представителем Заказчика в адрес Мурманского УФАС России 31.05.2016 представлены возражения на жалобу ООО "Путешественник", из которых следует, что Заказчик не согласен с доводами Заявителя, изложенными в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам:
Из существа дела следует, что 18.04.2016 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Организация, осуществляющая закупку: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области"
Наименование объекта закупки: Оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 620 968,35 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В пункте 10.1 Тома 2 аукционной документации Заказчиком определено, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта и составляет 162 096 (сто шестьдесят две тысячи девяносто шесть) рублей 84 копейки.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По результатам подведения итогов Электронного аукциона от 06.05.2016 победителем признано ООО "Путешественник" с предложенной ценой контракта 1 190 116,97 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 11.05.2016 Заказчик посредством торговой электронной площадки направил Обществу проект контракта.
16.05.2016 года ООО "Путешественник" направило Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Общества, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, а именно банковскую гарантию N 2606-2/1-2016 от 13.05.2016, зарегистрированную в реестре банковских гарантий, гарантирующую возмещение Бенефициару убытков (в части непокрытой неустойки), в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязанностей по исполнению условий государственного контракта на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области.
19.05.2016 Заказчиком рассмотрена представленная Обществом банковская гарантия и принято решение отказать в её принятии по нижеперечисленным основаниям:
Согласно Дополнительным требованиям к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее по тексту - Дополнительные требования), банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - Гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 банковской гарантии, по просьбе Принципала Гарант принимает на себя обязательство возместить Бенефициару, по его первому требованию, убытки (в части непокрытой неустойки) при наступлении условий ответственности Гаранта, указанных в настоящей банковской гарантии, но не более 244 766, 23 (двести сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят шесть рублей 23 копейки) в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязательств по Государственному контракту, что является гарантийным случаем по настоящей гарантии. Гарант не отвечает за невозврат Принципалом авансовых платежей Бенефициару.
Таким образом, из формулировки пункта 1 рассматриваемой банковской гарантии следует, что Гарант принимает на себя обязательства по возмещению убытков Бенефициара, а не по уплате Бенефициару определенной денежной суммы, что явилось основанием признания Заказчиком данной банковской гарантии не соответствующей требованиям законодательства.
Кроме того, согласно Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее по тексту - Перечень), Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Вместе с тем, пункт 6 банковской гарантии содержит подпункт, не входящий в вышеуказанный Перечень, следующего содержания:
- уведомление Гаранта Бенефициаром о нарушении принципалом условий Государственного контракта или расторжении Государственного контракта в случаях, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями Государственного контракта или законодательством Российской Федерации.
Пунктом "б" Дополнительных требований установлена недопустимость включения в банковскую гарантию требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Также, пунктом 6 банковской гарантии установлена обязанность Бенефициара представить Гаранту: "платежное поручение, подтверждающее перечисление Бенефициаром аванса Принципалу, с отметкой банка Бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении". Данная формулировка не соответствует формулировке, изложенной в вышеуказанном Перечне, так как не содержит исключение: "если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса".
Данное требование, по мнению Заказчика, нарушает его права, так как обязывает его представить Гаранту документ, который у Заказчика изначально отсутствует, так как проектом рассматриваемого Государственного контракта не предусмотрена выплата аванса.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Так, Заказчиком установлено, что представленная ООО "Путешественник" банковская гарантия N 2606-2/1-2016 от 13.05.2016 не соответствует требованиям, содержащимся в Извещении и документации Электронного аукциона, поскольку не гарантирует надлежащее исполнение ООО "Путешественник" обязательств по исполнению условий Государственного контракта на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области, а также предъявляет к Заказчику требования о предоставлении Гаранту документов, не предусмотренных вышеуказанным Перечнем. Ввиду вышеуказанного, Заказчик отказал в принятии банковской гарантии по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Банковская гарантия, гарантирующая возмещение Бенефициару убытков (в части непокрытой неустойки), в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязанностей по исполнению условий государственного контракта на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области, не гарантирует в полной мере возмещение Бенефициару убытков и не гарантирует надлежащее исполнение Принципалом обязательств по исполнению условий государственного контракта, в связи с чем обоснованно была отклонена Заказчиком.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что на официальном сайте по вкладке "Реестр банковский гарантий" с реестровой записью 0J11519000867816000802 размещена банковская гарантия N 2606-2/1-2016 от 13.05.2016, гарантирующая возмещение Бенефициару убытков (в части непокрытой неустойки), в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения Принципалом своих обязанностей по исполнению условий государственного контракта на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области (извещение о проведении электронного аукциона N 0849100000916000047).
В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Заказчиком составлено уведомление об отказе в принятии банковской гарантии (исх. N 15/792 от 19.05.2016), в котором указаны причины, послужившие основанием для отказа.
19.05.2016 года наряду с протоколом признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта от 19.05.2016, вышеуказанное уведомление об отказе в принятии банковской гарантии (исх. N 15/792 от 19.05.2016) размещены на официальном сайте.
В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Кроме того, нормы, закрепленные в Законе о контрактной системе, в том числе в статье 70 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, не содержат положений, позволяющих лицу, предоставившему ненадлежащую банковскую гарантию, устранить недостатки банковской гарантии и предоставить ее в исправленном виде Заказчику повторно, а равно не обязывают Заказчика представлять лицу, участвующему в электронном аукционе, возможность замены банковской гарантии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика по признанию ООО "Путешественник" уклонившимся от заключения контракта и составления Протокола отказа от заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области, номер закупки: 0849100000916000047 от 18.04.2016 обоснованны, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем жалобу ООО "Путешественник" надлежит признать необоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Путешественник" на действия Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области" при проведении электронного аукциона на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по уборке и поддержанию чистоты в служебных помещениях административных зданий УМВД России по Мурманской области, номер закупки: 0849100000916000047, необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 июня 2016 г. N 06-10/16-141
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016