Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
от 14 апреля 2016 г. N 646-1/16
Изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 г. г. Черкесск Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии - А.С. Уракчиев - руководителя управления;
Членов Комиссии:
- К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления;
- Д.А. Чагаровой - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- С.М. Кумратова - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- А.Ю. Салпагаровой - специалиста 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
в присутствии:
- представителя ответчика - Открытого акционерного общества "Водоканал" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, д. 387) - Н. Р.С.;
в отсутствие:
- заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "СК-ТРЕЙДОЙЛ", надлежаще извещенного о времени и месте заседания, своего представителя не направившего, о причинах неявки не сообщившего,
рассмотрев дело N 6 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Водоканал" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, д. 387) статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неправомерном указании комиссией по осуществлению закупок в техническом задании марки (бренда) закупаемых смазочных материалов и технических жидкостей, установила:
31.03.2016 года в Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба (вх. N. от.) Общества с ограниченной ответственностью "СК-ТРЕЙДОЙЛ" (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Шоссейная, д. 118 "б") в порядке статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции. В своей жалобе заявитель указывает на нарушение комиссией по осуществлению закупок Открытого акционерного общества "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") пункта 1 статьи 3 и пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в виде указания в техническом задании конкурсной процедуры марки (бренда) закупаемых смазочных материалов и технических жидкостей.
Жалоба соответствует требованиям, предъявляемым к ее форме и содержанию, установленным частью 6 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и принята антимонопольным органом к рассмотрению.
На основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Карачаево-Черкесским УФАС России направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии представитель ответчика ООО "Водоканал" поддержал ранее направленные письменные пояснения (N. от.), просил жалобу признать необоснованной по следующим основаниям. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке. Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "Водоканал" предусмотрено, что при проведении закупочных процедур, организатор закупки обязан: определить предмет закупаемой продукции (п.5.3.1, - при возможности указывать конкретных производителей, торговых марок и товарных знаков). В связи с вышеуказанным, в техническом задании к запросу цен была указана конкретная продукция. Также ООО "Водоканал" полагает, что указание на конкретное наименование закупаемой продукции, не ограничивает допуск к участию в закупке - путем установления неизмеряемых требований. В подтверждение своих доводов также сослался на практику применения законодательства о закупках судами Российской Федерации.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках).
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, 21.03.2016 года на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru/ размещено извещение под N 31603445588 о проведении закупки в форме запроса цен на право поставки смазочных материалов и технических жидкостей для нужд Открытого акционерного общества "Водоканал". Начальная максимальная цена контракта составила 580 000 рублей.
В информационной карте закупки и техническом задании на поставку смазочных материалов и технических жидкостей (приложение N 1 к документации о закупке) заказчиком установлены требования к соответствию поставляемых товаров, с указанием наименований (брендов) - "Лукойл", "Девон", "Башнефть".
Согласно протоколу подведения итогов запроса цен от 28.03.2016 года победителем, то есть участником, предложившим наименьшую цену, было признано Общество с ограниченной ответственностью "МСВ-ЮГ", заявке Общества с ограниченной ответственностью "СК-ТРЕЙДОЙЛ" присвоен второй номер.
Законом о закупках не установлены ограничения в определении требований к участникам закупки, а также не определены конкретные показатели, которые должны применяться заказчиками, равно как, и не установлен запрет на использование определенных показателей. Такие показатели устанавливаются самостоятельно заказчиками в документации о закупках.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Выставленное ООО "Водоканал" требование к наименованию (конкретным характеристикам) поставляемого товара повлекло за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие и обеспечить поставку смазочных материалов и технических жидкостей, и, как следствие, создало условия для ограничения конкуренции при проведении конкурсного мероприятия.
Заказчик не создал условия для участия в запросе цен всех потенциальных поставщиков других брендов, что является нарушением вышеуказанных принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничения конкуренции, и противоречит целям регулирования Закона о закупках.
Довод представителя ответчика о том, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, Комиссией отклоняется, поскольку ООО "Водоканал" не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность необходимости закупки товаров определенной марки (бренда).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, а также в связи с наличием в действиях ООО "Водоканал" нарушения запрета, установленного статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия УФАС по КЧР, решила:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СК-ТРЕЙДОЙЛ" обоснованной.
Признать Открытое акционерное общество "Водоканал" нарушившим статью 17, статью 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Открытому акционерному обществу "Водоканал" предписание об устранении нарушения порядка организации закупки путем: отмены протокола вскрытия, рассмотрения заявок, подведения итогов процедуры закупки N 31603445588 на право поставки смазочных материалов и технических жидкостей от 28.03.2016 года; приведение документации по закупке в соответствие с действующим антимонопольным законодательством.
Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены Комиссии К.А. Бабаев
Д.А. Чагарова
С.М. Кумратов
А.Ю. Салпагарова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия от 14 апреля 2016 г. N 646-1/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016