Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
от 10 февраля 2016 г. N 04-02-01-2016
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354 (далее - Правила).
П. 37 Правил установлен расчетный период для оплаты коммунальных услуг, равный календарному месяцу.
В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальных услуг в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 г. N129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" 28.02.2015 г. вступила в силу редакция Правил, закрепляющая новый порядок расчета платы за горячую воду в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги.
Согласно п. 54 указанной редакции Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 г. N129):
, где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил;
- тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1:
, где:
- объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
- количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;
- норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждение нормативов потребления коммунальных услуг возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг для населения Курской области постановлением Губернатора Курской области от 27.03.2012 г. N158-пг "Об уполномоченном органе по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг" определен комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области.
Согласно п.9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ N306 от 23.05.2006 г. (далее - Правила установления нормативов), установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
В соответствии с п.17 Правил установления нормативов нормативы утверждаются решением уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, которое публикуется в 10-дневный срок после его принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Таким образом, применяемые на территории Курской области нормативы, в том числе норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (), должны быть утверждены решением комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области и официально опубликованы.
При этом в соответствии с п.321 постановления Правительства РФ от 14.02.2015 г. N129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения внутри многоквартирного дома, а также конструктивных особенностей такого дома, в том числе наличия/отсутствия полотенцесушителей, изолированных/неизолированных стояков.
То есть, норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не может быть одинаковым для всех многоквартирных домов с закрытой нецентрализванной системой горячего водоснабжения.
Согласно представленного ООО "Курская теплосетевая компания" перечня (письмо исх.NАА-30/5047 от 10.11.2015 г.) в г.Курске находится 164 многоквартирных жилых дома с закрытой нецентрализванной системой горячего водоснабжения.
По имеющейся у Курского УФАС России документированной информации, расчет платы за подогрев воды многоквартирным жилым домам с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, производился ООО "Курская ТСК" в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года с использованием не утвержденного в установленном законом порядке одинакового для всех жилых домов норматива расхода тепловой энергии.
Плата за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению в период с марта 2015 года по июнь 2015 года рассчитывалась с применением норматива тепловой энергии на подогрев воды в размере 0,0642 Гкал/м3, в период с июля 2015 года по октябрь 2015 года - в размере 0,077 Гкал/м3.
Так, например, согласно квитанции за август 2015 года, выставленной ООО "Курская ТСК" по кв. <_> жилого многоквартирного дома N72/14 по ул.К.Маркса г.Курска, расчет платы за подогрев воды по указанной квартире производился обществом следующим образом:
9,75 м3 x 0,077 Гкал/м3 x 1627,82 руб/Гкал = 1222,09 руб.,
где 9,75 м3 - объем горячей воды, потребленной по кв. <_> жилого многоквартирного дома N72/14 по ул.К.Маркса г.Курска в августе 2015 года согласно показаний индивидуального прибора учета горячей воды;
0,077 Гкал/м3 - единый норматив тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитанный некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация в области энергетического обследования "Русэнергоаудит" и утвержденный ООО "Курская ТСК" приказом N178 от 31.12.2014 г. "О расчете количества тепловой энергии на цели ГВС на 2015 год".
1627,82 руб/Гкал - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области N114 от 10.12.2014 г.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО "Курская ТСК" при расчете платы за подогрев воды в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года применяло единый для всех жилых многоквартирных домов с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом.
Данный вывод подтверждается письмом Государственной жилищной инспекции Курской области исх.N04-03/6048 от 23.09.2015 г., а также письмом комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области исх.N072-05/4448 от 12.10.2015 г., письмами ООО "Курская ТСК" вх.N4646 от 02.09.2015 г., вх.N4960 от 18.09.2015 г., вх.N5680 от 28.10.2015 г., вх.N5047 от 23.09.2015 г., вх.N5871 от 10.11.2015 г.
ООО "Курская ТСК", оказывая услуги по передаче тепловой энергии, в силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
По этой причине ООО "Курская ТСК" при оказании услуг по теплоснабжению юридических и физических лиц обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1).
Исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего правоотношения субъектов при государственном регулировании тарифов, процесс ценообразования включает в себя расчет размера тарифа и его установление, а также порядок применения соответствующего тарифа организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 ФЗ "О теплоснабжении" регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
ООО "Курская ТСК" является доминирующим хозяйствующим субъектом, расчеты за оказание услуг по теплоснабжению потребителей осуществляет по регулируемым тарифам (ценам), в связи с чем обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере теплоснабжения.
В силу положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354 (далее - Правила), стоимость коммунальной услуги по горячему водоснабжению, предоставляемой гражданам, проживающим в домах с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, определяется, исходя из объемов тепловой энергии и холодной воды, использованных в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и соответствующих тарифов (цен) на использованные при производстве коммунальные ресурсы.
Объем тепловой энергии, использованной на производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, тарифа на тепловую энергию и утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
То есть, способ определения объема и стоимости услуг по подогреву воды для оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, конечными потребителями которой являются граждане, проживающие в жилых домах с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, установлены императивными нормами действующего законодательства в виде специальной формулы, компоненты которой определены обязательными нормами и не могут быть изменены по соглашению сторон либо в одностороннем порядке участниками гражданских правоотношений.
При этом в результате правильного применения данного способа расчета формируется обоснованная итоговая цена (стоимость) на подогрев воды и, в конечном итоге, на горячую воду, которая подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению вышеуказанным потребителям.
Нарушение установленного императивными нормами порядка расчета цены (стоимости) оказываемых услуг и её применение, в том числе путем необоснованного изменения некоторых данных, учитываемых при расчете стоимости оказываемых услуг, подлежащих обязательному государственному регулированию, влечет неправомерное изменение такой цены (стоимости) и является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Таким образом, в результате совершения указанного правонарушения ООО "Курская ТСК" не был соблюден установленный императивными нормами действующего законодательства способ расчета объема и цены (стоимости) оказанных услуг по подогреву воды, что свидетельствует о нарушении ООО "Курская ТСК" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг теплоснабжения.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
26 ноября 2015 года Комиссией Курского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения дела N 04-05/14-2015 принято решение о признании ООО "Курская теплосетевая компания" (305000, г. Курск, ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) нарушившим п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска, а именно в применении при расчете платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам N72/14 по ул.К.Маркса, N16 по ул.Льва Толстого, N19 по ул.Белгородская г.Курска, N4/2 по ул.Моковская), с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года не утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии.
Согласно ч.1 ст.37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, действия ООО "Курская ТСК", выразившихся в нарушении п.10 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска, а именно в применении при расчете платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам N72/14 по ул.К.Маркса, N16 по ул.Льва Толстого, N19 по ул.Белгородская г.Курска, N4/2 по ул.Моковская), с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года не утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.31 КоАП РФ.
Местом совершения указанного административного правонарушения является город Курск. Время совершения административного правонарушения - период с марта 2015 года по октябрь 2015 года.
Доказательствами виновности ООО "Курская ТСК" являются материалы дела об административном правонарушении N 04-02-01-2016.
Защитник (по доверенности) <_> на рассмотрении настоящего дела вину от имени общества во вменяемом правонарушении признал. Просил учесть в качестве смягчающих обстоятельств в частности те факты, что ООО "Курская ТСК" обратилось (письмо исх.NАА-20/5420 от 01.12.2015 г.) в комитет ЖКХ и ТЭК Курской области для утверждения норматива расхода тепловой энергии на цели приготовления горячей воды, а также провело разъяснительную работу с руководителями служб общества по вопросу исключения из порядка расчетов за подогрев воды не утвержденного в установленном порядке норматива (протокол совещания у генерального директора N3 от 27.11.2015 г.).
ООО "Курская ТСК" имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, является установленный законодательством порядок управления, направленный на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и выраженный в обязательном соблюдении доминирующими хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства, а также охраняемых антимонопольным законодательством интересов потребителей услуг.
Объективную сторону вмененного ООО "Курская ТСК" административного правонарушения составляют монополистические действия, выразившиеся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является или может являться ущемление интересов жителей г.Курска, а именно в применении при расчете платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению 164 жилым домам г.Курска (в том числе домам N72/14 по ул.К.Маркса, N16 по ул.Льва Толстого, N19 по ул.Белгородская г.Курска, N4/2 по ул.Моковская), с закрытой нецентрализованной системой горячего водоснабжения, в период с марта 2015 года по октябрь 2015 года не утвержденного уполномоченным органом норматива расхода тепловой энергии.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Согласно представленной ООО "Курская ТСК" документированной информации (письмо вх.N275 от 28.01.2016 г.), совокупный размер суммы выручки ООО "Курская ТСК" от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2014 году составил <_>; размер суммы выручки ООО "Курская ТСК" от деятельности по подогреву воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям г.Курска (юридическим и физическим лицам) в 2014 году составил <_>.
Частью 9 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ установлено, что оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, т. е. административное правонарушение совершено ООО "Курская ТСК" на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
В этой связи, согласно ст.14.31 КоАП РФ, наложению подлежит штраф в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Минимальный размер штрафа для ООО "Курская ТСК", предусмотренный за совершение правонарушения по ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, составляет <_>.
Максимальный размер штрафа для ООО "Курская ТСК" будет равен трем сотым размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, то есть <_>, так как три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение меньше одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) <_> в 2014 году.
Таким образом, размер штрафа, подлежащего наложению на ООО "Курская ТСК" составит: 8 302 934 руб. 75 коп. (восемь миллионов триста две тысячи девятьсот тридцать четыре рубля семьдесят пять копеек) (сумма минимального размера штрафа и половины разницы максимального размера штрафа и минимального размера штрафа).
В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ и указанные в пункте 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ.
Согласно п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения, составляет 1 698 327 руб. 56 коп.
В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ и указанные в пункте 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ.
Те обстоятельства, что ООО "Курская ТСК" оказывало содействие Курскому УФАС России в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении N 04-02-01-2016, признало вину в совершенном правонарушении, совершило действия, направленные на исполнение предписания Курского УФАС России по делу N 04-05/14-2015 от 26.11.2015 г., а именно обратилось (письмо исх.NАА-20/5420 от 01.12.2015 г.) в комитет ЖКХ и ТЭК Курской области для утверждения норматива расхода тепловой энергии на цели приготовления горячей воды, а также то, что совершенное ООО "Курская ТСК" правонарушение не нанесло ущерба окружающей среде, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются обстоятельствами смягчающими административную ответственность.
Кроме того, ООО "Курская ТСК" представлены документы, свидетельствующие о проведении среди сотрудников ООО "Курская ТСК" разъяснительной работы по вопросу исключения из порядка расчетов за подогрев воды не утвержденного в установленном порядке норматива (протокол совещания у генерального директора N от 27.11.2015 г.), что также на основании ст.4.2 КоАП РФ признается обстоятельствами, смягчающими административную ответственность.
Доказательств совершения ООО "Курская ТСК" иных действий, которые бы могли быть расценены как обстоятельства, смягчающие административную ответственность, ООО "Курская ТСК" в Курское УФАС России не представлено.
То обстоятельство, что ООО "Курская ТСК" ранее было подвергнуто административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством отягчающим административную ответственность.
При таких обстоятельствах, размер подлежащего наложению на ООО "Курская ТСК" административного штрафа составит 1 509 624 руб. 51 коп. (один миллион пятьсот девять тысяч шестьсот двадцать четыре рубля пятьдесят одна копейка).
На основании изложенного, руководствуясь ст.1.5, ст.3.5, ст. 4.2, ст.4.3, ст.4.5, ч.2 ст.14.31, ст.23.48, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" 305000, г. Курск, ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.
2. За совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" (305000, г. Курск, ул. Н.Набережная, д. 9, ИНН 4632168044, ОГРН 1124632011756) к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 509 624 руб. 51 коп. (один миллион пятьсот девять тысяч шестьсот двадцать четыре рубля пятьдесят одна копейка).
В соответствии с ч.1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 (ИНН 4629015760, КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России) р/с 40101810600000010001 в отделении Курск г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не уплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии со ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии со ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Руководитель Курского УФАС России,
государственный советник РФ 2 класса <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 февраля 2016 г. N 04-02-01-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.7.2016