Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 12 июля 2016 г. N 04-05/3297
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Замятина Д.В. (доверенность от 29.06.2016);
Заказчик, Уполномоченный орган уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили. установила:
05 июля 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Дудник С.В. (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ МО "Город Архангельск" "Средняя школа N 9" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по замене индивидуального теплового узла (в части монтажа пластинчатого обменника для системы горячего водоснабжения), МБОУ СШ N 9 (извещение N 0324300046016000008).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".
Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
27.06.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0324300046016000008 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по замене индивидуального теплового узла (в части монтажа пластинчатого обменника для системы горячего водоснабжения), МБОУ СШ N 9 (далее - документация об аукционе).
01.07.2016 в соответствии с решением Заказчика опубликован документ "Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 01.07.2016 NИИ1".
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 241 936,00 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
В жалобе Заявитель указывает на неправомерное требование Заказчика о предоставлении информации от участника закупки в составе второй части заявки, а именно: "правомочность участника закупки заключать контракт".
Пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов указанного Федерального закона, или копии этих документов.
Как подтверждается материалами дела, Заказчиком в подпункте 16 информационной карты документации об аукционе установлено требование ко второй части заявки по предоставлению документов и сведений, в том числе:
"- правомочность участника закупки заключать контракт".
Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" - "правомочность участника закупки заключать контракт", признан утратившим силу.
Следовательно, с 04.06.2014 Заказчик при проведении электронного аукциона не вправе устанавливать в документации об аукционе требование о необходимости представления участниками в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона пункту 2 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
Согласно части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" требование от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" документов и информации, не допускается.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Исследовав материалы дела, заслушав доводы Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2.8. технического задания документации об аукционе подрядчик должен иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов в соответствии с приказом министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г.:
15.2. Устройство и демонтаж системы отопления
15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений
23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении
24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств
24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем
24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного СРО свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624).
В соответствии с примечанием к Приказу N 624 виды и группы видов работ, отмеченные знаком <*> требуют получения свидетельства о допуске только в случае, если такие работы выполняются на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Согласно части 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установленные Перечнем, выполняются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
Виды работ, перечисленные в пункте 2.8 технического задания документации об аукционе, указаны в Приказе N 624 со знаком <*>
Информация, которая подтверждала бы соответствие объекта закупки, предмета проекта контракта рассматриваемой закупки к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (в соответствии со ст. 48.1 Кодекса) в документации об аукционе не указана, в материалы дела Заказчиком не представлена.
Следовательно, указанный в документации об аукционе тепловой узел не соответствует положениям статьи 48.1 Кодекса и не является особо опасным, технически сложным сооружением.
ФЗ "О контрактной системе" содержит нормы об обязательном указании в извещении и документации об аукционе требований к участникам закупки. Требование, изложенное в пункте 2.8 технического задания документации об аукционе, установлено к подрядчику.
Условия проекта контракта на проведение работ в МБОУ СШ N 9 предусматривают возможность выполнения работ с привлечением третьих лиц, что предусматривает возможность выполнения работ при необходимости, привлеченными силами и средствами.
ФЗ "О контрактной системе" не запрещено включать в документацию об аукционе требования к подрядчикам.
Таким образом, нарушений положений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
В жалобе Заявитель указывает на то, что в проекте контракта Заказчиком не установлена штрафная неустойка, как в отношении самого Заказчика, так и в отношении Подрядчика в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Также, по мнению Заявителя, размер пени указан Заказчиком некорректно.
Частью 5 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частями 7 и 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" определено следующее:
- пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Соответственно, Правила содержат порядок расчета фиксированной суммы штрафов в зависимости от цены контракта, предложенной победителем электронного аукциона по итогам проведения процедуры аукциона.
Материалами дела установлено, что ответственность сторон установлена Заказчиком в разделе 6 проекта контракта на проведение работ в МБОУ СШ N 9, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе (далее - проект контракта).
Пункты 6.1 и 6.2 проекта контракта содержат следующие условия:
"6.1. Лицо, права которого нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
6.2. Уплата неустойки Подрядчиком
6.2.2 В случае просрочки выполнения работы Заказчик вправе потребовать уплаты Подрядчиком пени в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы контракта.
6.2.3. В случае просрочки устранения выявленных недостатков в выполненной работе Заказчик вправе потребовать уплаты Подрядчиком пени в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы контракта".
Из вышеизложенного следует, что в проект контракта не включено обязательное условие об ответственности Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (в соответствии с частью 5 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе"), а также не установлены размеры штрафов в виде фиксированной суммы за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком и подрядчиком, обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил.
Следовательно, раздел 6 проекта контракта не соответствует требованиям частей 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе" и положениям пунктов 4, 5 Правил.
Таким образом, Заказчиком нарушены части 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе", пункты 4 и 5 Правил.
В ходе проведения Комиссией Архангельского УФАС России внеплановой проверки осуществления закупки, установлено следующее.
Пунктом 16 информационной карты документации об аукционе определено следующее:
"Первая часть заявки должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя".
Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией, а также при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Объектом закупки в соответствии с условиями документации об аукционе, извещения и проекта контракта является выполнение работ по замене индивидуального теплового узла, а не поставка товара. Следовательно, требования к первым частям заявок участников закупки сформированы Заказчиком некорректно, не в соответствии с требованиями пунктов 2, 3 части 3 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчик нарушил требование пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ИП Дудник С.В. обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе", части 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ "О контрактной системе", пункты 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Оператору электронной площадки не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи настоящего решения (предписания):
- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по замене индивидуального теплового узла (в части монтажа пластинчатого обменника для системы горячего водоснабжения), МБОУ СШ N 9 (извещение N 0324300046016000008).
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.2. Заказчику в документацию об электронном аукционе, в проект контракта, в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по замене индивидуального теплового узла (в части монтажа пластинчатого обменника для системы горячего водоснабжения), МБОУ СШ N 9 (извещение N 0324300046016000008) на срок не менее 7 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.2 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.
4. Заказчику исполнить пункт 3.2. настоящего решения (предписания) в срок до 02.08.2016 и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Н.В. Вознесенская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 12 июля 2016 г. N 04-05/3297
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016