Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 13 июля 2016 г. N 48/2016
Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2016 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 13.07.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 48/2016 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля в ТЭК и связи,
члены комиссии:
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Жидко Е.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи,
рассмотрев дело N 48/2016 по признакам нарушения АО "НЭСК" (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии на заседании представителя АО "НЭСК" - <_> по доверенности <_> представителя АО "НЭСК-электросети" - <_> по доверенности <_> представителя АО "Черномортранснефть" - <_> по доверенности <_> в отсутствие надлежаще уведомленного ООО "Транснефтьэнерго", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО "Транснефтьэнерго" (юр. адрес: 109390, г. Москва, ул. Люблинская, д.6, почтовый адрес: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 24) (далее - Заявитель) на действия (бездействие) АО "НЭСК" (далее - гарантирующий поставщик), выразившиеся в ущемлении интересов ООО "Транснефтьэнерго" путем нарушения порядка рассмотрения заявки ООО "Транснефтьэнерго" от 08.07.2015 N ТНЭ-01-02-05-12/7003 на заключение договора купли-продажи электрической энергии в отношении объекта потребителя - АО "Черномортранснефть" - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 200/1, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии".
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
ООО "Транснефтьэнерго" письмом от 08.07.2015 N ТНЭ-01-02-05-12/7003 обратилось в адрес АО "НЭСК" с целью заключения договора купли-продажи электрической энергии по точке поставки потребителя АО "Черномортранснефть" - административное здание, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 200/1 (далее - Объект), с приложением копий следующих документов:
Выкопировка из договора энергоснабжения от 22.03.2013 N ТНЭ-02806 между ООО "Транснефтьэнерго" и АО "Черномортранснефть";
Копия дополнительного соглашения от 15.06.2015 N 8 к договору энергоснабжения от 22.03.2013 N ТНЭ-02806;
Копия Акта балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок от 19.09.2003;
Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки;
Перечень точек поставки электрической энергии;
Планируемые объемы потребления электроэнергии на 2015 год;
Копия акта о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и свыше 1000 В;
Копия паспорта на счетчик электрической энергии;
Копии правоустанавливающих документов ООО "Транснефтьэнерго".
В свою очередь, АО "НЭСК" письмом от 24.07.2015 N 38.1НЭ-08/7965, направленным в адрес Заявителя, сообщило о приостановлении рассмотрения обращения ООО "Транснефтьэнерго" до предоставления документа о допуске установленного в точке поставки прибора учета в эксплуатацию и урегулирования с АО "Черномортранснефть" вопроса о расторжении договора энергоснабжения с АО "НЭСК".
Порядок заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, регламентирован постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442).
Согласно п. 39 Основных положений N 442, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно Правил N 442, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений N 442, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений N 442 основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений N 442.
Согласно п. 34 Основных положений N 442 Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
АО "НЭСК" в соответствии с решением РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 г. N 45/2006-Э "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков" осуществляет деятельность на территории Краснодарского края в качестве гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края, в точках, определенных согласно п. 2.2 части 2 Решения РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N45/2006-Э, в том числе МО г. Краснодар, с долей 100%.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, АО "НЭСК" в качестве гарантирующего поставщика занимает доминирующее положение на рынке услуг энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) в границах зоны деятельности на территории Краснодарского края, в точках, определенных согласно п. 2.2 части 2 Решения РЭК-ДЦиТ КК от 18.10.2006 N45/2006-Э, в том числе МО г. Краснодар.
Согласно требованиям статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
С учетом вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ООО "Транснефтьэнерго" путем нарушения порядка рассмотрения заявки ООО "Транснефтьэнерго" от 08.07.2015 N ТНЭ-01-02-05-12/7003 на заключение договора купли-продажи электрической энергии в отношении объекта потребителя - АО "Черномортранснефть" - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 200/1, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии".
Приказом от 29.02.2016 N 100 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК" возбуждено дело N 48/2016 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 48/2016 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению назначена дата рассмотрения дела - 27.04.2016.
Комиссия в полном объеме, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 48/2016 доказательства, в их взаимосвязи и совокупности, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
ООО "Транснефтьэнерго" письмом от 08.07.2015 N ТНЭ-01-02-05-12/7003 обратилось в адрес АО "НЭСК" с целью заключения договора купли-продажи электрической энергии по точке поставки потребителя АО "Черномортранснефть" - административное здание, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 200/1 (далее - Объект), с приложением копий следующих документов:
Выкопировка из договора энергоснабжения от 22.03.2013 N ТНЭ-02806 между ООО "Транснефтьэнерго" и АО "Черномортранснефть";
Копия дополнительного соглашения от 15.06.2015 N 8 к договору энергоснабжения от 22.03.2013 N ТНЭ-02806;
Копия Акта балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок от 19.09.2003;
Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки;
Перечень точек поставки электрической энергии;
Планируемые объемы потребления электроэнергии на 2015 год;
Копия акта о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и свыше 1000 В;
Копия паспорта на счетчик электрической энергии;
Копии правоустанавливающих документов ООО "Транснефтьэнерго".
В свою очередь, АО "НЭСК" письмом от 24.07.2015 N 38.1НЭ-08/7965, направленным в адрес Заявителя, сообщило о приостановлении рассмотрения обращения ООО "Транснефтьэнерго" до предоставления документа о допуске установленного в точке поставки прибора учета в эксплуатацию и урегулирования с АО "Черномортранснефть" вопроса о расторжении договора энергоснабжения с АО "НЭСК".
Порядок заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442).
Согласно п. 39 Основных положений N 442, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно Основных положений N 442, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 Основных положений N 442, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 Основных положений N 442 основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 Основных положений N 442.
Согласно п. 34 Основных положений N 442 Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861), или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что энергоснабжение Объекта осуществлялось на основании договора энергоснабжения от 10.07.2008 N 1477, заключенного между АО "Черномортранснефть" и АО "НЭСК".
Согласно п. 28 Основных положений N 442 в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Кроме того, согласно представленных АО "НЭСК" сведений следует, что прибор учета электроэнергии, указанный в Перечне средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии и мощности к Договору энергоснабжения от 22.03.2013 N ТНЭ-02806, заключенному между АО "Черномортранснефть" и ООО "Транснефтьэнерго" на основании Акта о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках, составленного представителями АО "НЭСК-электросети" от 18.05.2015 N 048086, распломбирован и выведен из расчетов.
АО "НЭСК" письмом от 02.10.2015 N 38.5НЭ-10/2657/11462 в адрес ООО "Транснефтьэнерго" сообщило, что для заключения Договора энергосбытовая (энергоснабжающая) организация должная предоставить в отношении точек поставки по каждому договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с потребителями, в интересах которого энергосбытовая организация намеревается приобретать электроэнергию у гарантирующего поставщика документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств.
Согласно п. 37 Основных положений N 442 заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 Основных положений N 442, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 Основных положений N 442, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя.
В свою очередь, АО "Черномортранснефть" письмом от 26.02.2016 N 4тн-01-22-22/6286 в адрес АО "НЭСК" сообщило о расторжении договора энергоснабжения от 10.07.2008 N 1477, АО "НЭСК в адрес ООО "Транснефтьэнерго" направило на рассмотрение проект договора купли-продажи электроэнергии от 01.04.2016 N 81197.
Кроме того, ООО "Транснефтьэнерго" 27.06.2016 (вх. N 402) представлено ходатайство от 17.06.2016 N ТНЭ-06-01-08/6370 о прекращении рассмотрения дела, в связи с тем, что между АО "НЭСК" и ООО "Транснефтьэнерго" разногласия урегулированы, договор купли-продажи электрической энергии заключен, претензий к АО "НЭСК" ООО "Транснефтьэнерго" не имеет, а также представлен подписанный сторонами договор купли-продажи электрической энергии от 01.04.2016 N 81197.
На основании вышеизложенного, в действиях АО "НЭСК" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 48/2016, ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АО "НЭСК".
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии О.Р. Коробкина
Е.В. Жидко
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 июля 2016 г. N 48/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016