Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 29 /02-06 (опубликовано 13 июля 2016 г.)
Я, руководитель Забайкальского УФАС России, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23 марта 2016 года N 87/02-06, составленный ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Забайкальского УФАС России, о нарушении части 1 статьи 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в отношении должностного лица - индивидуального предпринимателя Ф. по факту нарушения требований пункта 1 части 4, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе).
Место совершения административного правонарушения: 672000, Забайкальский край, г. Чита. установил:
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии ИП Ф.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт нарушения ИП Ф. Закона о рекламе, установленный Решением Комиссии Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по делу N 13.
В Забайкальское УФАС России поступили заявления о распространении на территории г. Читы рекламы о деятельности "Военно-врачебной коллегии", содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе:
- 15.04.2016 поступило поручение прокуратуры Центрального района г. Читы (исх. N 07-29о-2016 от 13.04.2016) привлечь к ответственности ИП Ф., Ф., распространивших на территории г. Читы рекламные листовки, которые содержат следующую информацию: "Военный билет законно. ВВК. ВОЕННО ВРАЧЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ. www.voenniy-bilet.ru 31-63-30 ПОМОГАЕМ ПРИЗЫВНИКАМ бесплатные консультации врача и юриста". На листовке изображены обложки трех военных билетов с надписью "ВОЕННЫЙ БИЛЕТ" и графическим изображением государственного герба Российской Федерации - двуглавого орла без геральдического щита, с атрибутами, перечисленными в статье 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Оборотная сторона листовки содержит следующую информацию: "Как мы работаем Получение военного билет на 1-2-3! Бесплатная консультация. Заключение договора. Оплата договора. Консультация медэксперта. Прохождение медицинского освидетельствования. Подтверждение диагноза в районном отделении военкомата. Подтверждение диагноза на Контрольном медицинском освидетельствовании. Решение о списании в запас. Получение военного билета в военкомате_";
- 18.04.2016 поступило заявление ООО "Трамп М" (вх. N1666) о деятельности ООО "Военно-врачебная коллегия" и филиалов общества, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о рекламе;
- 10.05.2016 Прокуратурой Центрального района г. Читы перенаправлено в Забайкальское УФАС России заявление Военного комиссариата Забайкальского края по г. Чита. В соответствии с заявлением, читинский филиал компании "Военно-врачебная коллегия", распространяет следующую рекламную информацию: "ВВК Военно-врачебная коллегия. Защита прав призывников РФ. Здоровая армия - сильная Россия. +7 (929) 48-34-363. www.voenniy-bilet.ru. г. Чита, ул. Богомягкова, д.62, стр.1. Как мы работаем Юридическая и медицинская консультация. Прохождение медицинского освидетельствования с сопровождением ВВК. Военный билет. Бесплатная горячая линия 8-800-775-10-56". Оборотная сторона листовки содержит следующую информацию: "Что такое защита призывников Получение Военного билета по причине ненадлежащего состояния здоровья. Помощь в составлении документов для получения отсрочки от службы в армии по уважительным причинам. Защита прав призывников, допризывников и военнослужащих. Помощь в подаче заявлений и исков в военный суд, жалоб в прокуратуру. Юридическая помощь по вопросам прохождения службы_".
13.05.2016 определением Забайкальского УФАС России возбуждено дело N 13 по признакам нарушения ИП Ф. пункта 1 части 4 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе. Дело рассматривалось в двух заседаниях 02.06.2016, 27.06.2016.
На заседание Комиссии ИП Ф. представила письменное пояснение, в соответствии с которым, ИП Ф. прекратила распространение рекламных листовок и уничтожила их. ИП Ф. признает, что нарушила требования пункта 1 части 4 и части 6 статьи 5 Закона о рекламе и обязуется впредь не допускать подобные нарушения.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав объяснения, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в указанных листовках являются услуги, оказываемые под фирменным наименованием "Военно-врачебная коллегия".
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов). В нарушение требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе, рекламные листовки содержат изображение герба Российской Федерации.
Пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
В спорной рекламе отсутствует информация о том, что военный билет без службы в армии может быть выдан в определенных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Данная реклама создает впечатление о том, что получение военного билета возможно без прохождения службы в армии, что также противоречит действующем законодательству Российской Федерации.
Указанная выше реклама побуждает к совершению противоправных действий - незаконному получению военного билета, так как спорная реклама подразумевает, что "Военно-врачебная коллегия" выдает военные билеты, что противоречит пункту 5 приложения 1 к форме N 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", в соответствии с которым военный билет вправе выдавать только начальник отдела военного комиссариата в соответствии с приказом.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 4,6 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с материалами проверки, представленными Прокуратурой Центрального района г. Читы, указанную в листовках деятельность на территории г. Читы осуществляет ИП Ф. (ОГРНИП) по адресу: _ ИП Ф. заключен договор о партнерстве и абонентском обслуживании бизнеса N от с ООО "Военно-врачебная коллегия" ("Партнер-Исполнитель").
Предметом договора является следующее: "Партнер-Исполнитель" в порядке и на условиях договора обязуется осуществлять абонентское обслуживание деятельности "Партнера-Заказчика" (ИП Ф.), а также инструктаж "Партнера-заказчика", а "Партнер-заказчик" обязуется принять оказанные в рамках данного обслуживания услуги и оплатить их. Данное обслуживание и инструктаж ограничены рамками деятельности "Партнера-Заказчика" по возмездному оказанию информационных и консультационных услуг, а также правовой помощи и исполнение отдельных поручений третьих лиц-клиентов "партнера-Заказчика" по правовым и иным вопросам, предусмотренным ФЗ РФ N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, объект рекламирования - услуги, предоставляемые ИП Ф., определены ИП Ф. Рекламодателем является ИП Ф. Ответственность за нарушение пункта 1 части 4, части 6 статьи 5 Закона о рекламе несет ИП Ф.
Решением Комиссии Забайкальского УФАС России от 30.06.2016 г. ИП Ф. признана нарушившей пункт 1 части 4, часть 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Объективная сторона вмененного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ состоит в нарушении установленных законодательством о рекламе норм.
Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАПом не установлено иное (Примечание к статье 2.4 КоАП).
Ф. не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению законодательства о рекламе и, следовательно, несет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП не установлено.
Согласно части 1 статьи 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ, постановил:
1. Признать индивидуального предпринимателя Ф. нарушившей часть 1 статьи 14.3. КоАП.
2. Наложить на ИП Ф. административный штраф в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5. КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Должник - ИП Ф. уплачивает штраф взыскателю - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю.
Реквизиты счетов для перечисления штрафа:
Получатель платежа: УФК по Забайкальскому краю (Забайкальское УФАС России)
ИНН: 7536033755 / КПП: 753601001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Забайкальскому краю.г.Чита
Л/сч.: 04911208180
БИК: 047601001
Р/сч: 40101810200000010001
КБК: 161 1 16 26000 01 6000 140
Код по ОК ТМО: 76701000
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Постановление о взыскании штрафа выдано_______________________
Срок предъявления постановления к исполнению____________________________
Постановление о наложении штрафа вступает в силу_______________
Руководитель управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 29 /02-06 (опубликовано 13 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016