Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 8 июля 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
ФГАОУ ВО ГУАП (далее - Организатор торгов):
- - по доверенности,
-- по доверенности;
в отсутствие представителей ООО Охранная Организация "АТОМ" (далее - Заявитель, ООО ОО "АТОМ") при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы,
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО ОО "АТОМ" вх.N15772-эп/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации запроса котировок на право заключения договора охранных услуг по адресу г. Санкт-Петербург,. ул.Передовиков, д.13, лит.А, ул.Передовиков, д.13, к.2, лит.А (извещение N 31603812096, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
23 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31603812096 о проведении Закупки (далее - Извещение о закупке), включая документацию запроса котировок (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (ГУАП), версия 14 от 10.02.2016 года (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120001891, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
23.06.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
01.07.2016 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
01.07.2016 в 11:30 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская д. 67 лит. А ауд. 12-21 |
На момент рассмотрения жалобы, по результатам Закупки договор не заключен.
2. Заявитель оспаривает действия Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации Закупки, а именно, следующие установленные в п.11 Документации требования к участникам Закупки:
- наличие действующей лицензии на деятельность связанную с допуском к сведениям (работам и документам), составляющим государственную тайну, выданную Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, действительной на момент подачи заявки на участие в запросе котировок;
- наличие опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ).
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы N78/14647/16 от 04.07.2016 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и доводы Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ФГАОУ ВО ГУАП относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель - ООО ОО "АТОМ" не подавал заявку на участие в Закупке, но относится к категории лиц (заявителей), в соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих законное основание для обращения в антимонопольный орган, в случае если права или законные интересы таких лиц были ущемлены или нарушены в результате нарушения Организатором торгов порядка организации Закупки.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
"1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с порядком, установленным в ч.17 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Порядок проведения закупок способом аукциона установлен в разделе 3.2 Положения о закупках.
Комиссия УФАС по доводам жалобы установила, что в п.11 Документации и в п.10.2 технического задания Документации установлены следующие требования к участникам Закупки:
- наличие действующей лицензии на деятельность связанную с допуском к сведениям (работам и документам), составляющим государственную тайну, выданную Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, действительной на момент подачи заявки на участие в запросе котировок;
- наличие опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ).
В соответствии с п.9 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ и с пп.9 п.3.2.3.2 Положения о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с п.3.2.4.8 Положения о закупках, заявки, не соответствующие требованиям, установленным в Документации, подлежат отклонению от участия в Закупке.
Соответственно, заявки участников, не соответствующие требованиям п.11 Документации и п.10.2 технического задания Документации, будут отклонены от участия в закупочной процедуре.
Представитель Организатора торгов в письменном отзыве на жалобу указал, что требование к участникам Закупки о наличии лицензии ФСБ установлено Организатором торгов в связи с тем, что ФГАОУ ВО ГУАП является режимной организацией, а в одном из помещений объекта, договор охраны которого будет заключен по итогам Закупки, университет организует до 01.11.2016 года архив носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что требование о наличии лицензии ФСБ участников Закупки установлено Организатором торгов правомерно.
Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Организатора торгов при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в п.11 Документации и п.10.2 технического задания Документации требования о наличии у участника Закупки опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ).
Установив данное требование, Организатор торгов нарушил права и законные интересы неограниченного числа потенциальных участников Закупки, имеющих возможность выполнить работы по предмету Закупки и имеющих лицензию ФСБ, но не имеющих возможности победить в Закупке, по причине отсутствия опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ), что ведет к отклонению заявки от участия в Закупке в соответствии с разделом п.3.2.4.8 Положения о закупках.
4. Рассмотрев жалобу ООО ОО "АТОМ" вх.N15772-эп/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации запроса котировок на право заключения договора охранных услуг по адресу г. Санкт-Петербург,. ул.Передовиков, д.13, лит.А, ул.Передовиков, д.13, к.2, лит.А (извещение N 31603812096), сопоставив доводы жалобы с пояснениями представителей Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила в действиях Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в п.11 Документации и п.10.2 технического задания Документации требования о наличии у участника Закупки опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ), что приводит к нарушению прав и законных интересов лиц, указанных в ч.2 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих возможность выполнить работы по предмету Закупки и имеющих лицензию ФСБ, но не имеющих возможности победить в Закупке, по причине отсутствия опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ), что ведет к отклонению заявки от участия в Закупке в соответствии с разделом п.3.2.4.8 Положения о закупках.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО ОО "АТОМ" вх.N15772-эп/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации запроса котировок на право заключения договора охранных услуг по адресу г. Санкт-Петербург,. ул.Передовиков, д.13, лит.А, ул.Передовиков, д.13, к.2, лит.А (извещение N 31603812096) обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов -ФГАОУ ВО ГУАП при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в п.11 Документации и п.10.2 технического задания Документации требования о наличии у участника Закупки опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ), что приводит к нарушению прав и законных интересов лиц, указанных в ч.2 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих возможность выполнить работы по предмету Закупки и имеющих лицензию ФСБ, но не имеющих возможности победить в Закупке, по причине отсутствия опыта работы за предшествующие 3 полных календарных года на рынке оказания услуг по физической охране (сопровождению) режимных объектов (с использованием лицензии ФСБ РФ), что ведет к отклонению заявки от участия в Закупке в соответствии с разделом п.3.2.4.8 Положения о закупках..
3. Выдать Организатору торгов - ФГАОУ ВО ГУАП обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации Закупки (извещение N 31603812096) путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата заявок участникам Закупки, подавшим такие заявки;
- аннулирования Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
08 июля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 08.07.2016 года по жалобе NТ02-418/16 ООО ОО "АТОМ" вх.N15772-эп/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ФГАОУ ВО ГУАП при организации запроса котировок на право заключения договора охранных услуг по адресу г. Санкт-Петербург,. ул.Передовиков, д.13, лит.А, ул.Передовиков, д.13, к.2, лит.А (извещение N 31603812096, далее-Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов - ФГАОУ ВО ГУАП совершить действия, направленные на устранение нарушении организации процедуры торгов путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата заявок участникам Закупки, подавшим такие заявки;
- аннулирования Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 29 июля 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016