Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 8 июля 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Организатор торгов):
-- по доверенности,
- - по доверенности,
ООО "Проминжиниринг" (далее - Заявитель),
- - по доверенности.
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Проминжиниринг" вх.N15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации открытого запроса предложений "Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ N99-311.1912.0" (извещение N 31603771467, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
14 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31603771467 о проведении Закупки (далее - Извещение о закупке), включая документацию запроса предложений (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Адмиралтейские верфи" версия 9 от 02.03.2016 года (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1130010849, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
161 854 649,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
14.06.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.06.2016 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
12.07.2016 в 11:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
По адресу в сети интернет www.fabrikant.ru |
На момент рассмотрения жалобы, по результатам Закупки договор не заключен.
2. Заявитель оспаривает действия Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации Закупки и приводит следующие доводы:
1) Заявитель в жалобе указал, что Организатор торгов установил в Документации требования к качеству и техническим характеристикам товара которыми, по мнению Заявителя, обладает лишь один станок - производства фирмы SIEMENS. Заявитель считает, что таким образом, действия Организатора торгов ведут к ограничению конкуренции.
В заседание Комиссии представитель Заявитель заявил еще два довода, в дополнение к указанным в жалобе:
Заявитель считает, что обязательные требования к участникам Закупки, установленные в Документации, ведут к ограничению конкуренции, а именно требование о предоставлении Документов:
- подтверждающих опыт поставки аналогичного оборудования за последние три года;
- декларацию о соответствии участника критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства. Заявитель считает, что Организатор торгов необоснованно ограничил круг участников Закупки, установив данное требование.
Заявитель считает, что Организатор торгов не ответил должным образом участнику Закупки - ООО "Проминжиниринг" на поданный им запрос о разъяснении положений Документации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы N78/14648/16 от 04.07.2016 года, были предъявлены представителем Организатора торгов в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и доводы Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АО "Адмиралтейские верфи" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель - ООО "Проминжиниринг" подал заявку на участие в Закупке и является ее участником.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
"1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона N 223-ФЗ, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В п.1 ч.10 ст.3 Закона N 223-ФЗ установлено, что действия (бездействие) Организатора торгов (заказчика) могут быть обжалованы в антимонопольный орган в случае неразмещения в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов отказался от дачи разъяснений относительно положений Документации, соответственно, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что в жалобе Заявителя имеется прямое указание на неразмещение Организатором торгов полной информации о Закупке, что по п.1 ч.10 ст.3 Закона N 223-ФЗ является достаточным основанием для рассмотрения поступившей жалобы по существу антимонопольным органом в рамках имеющихся полномочий УФАС.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Порядок проведения закупок способом открытого запроса предложений установлен в разделе 6 Порядка проведения процедур закупки АО "Адмиралтейские верфи" (является неотъемлемой частью Положения о закупках).
По первому доводу жалобы Комиссия УФАС установила следующее:
Положения Закона N 223-ФЗ не содержат каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя, заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов в соответствии с собственными потребностями.
Основной целью регулирования установленного Законом N 223-ФЗ, является обеспечение возможности Заказчику определить то лицо, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств последним в условиях добросовестной конкуренции. При этом потребности Заказчика являются одним из определяющих факторов при установлении соответствующих требований к функционально-техническим характеристикам приобретаемого им товара.
Вместе с тем, Закон N 223-ФЗ не содержит прямого запрета, в рамках конкурентной закупочной процедуры, приобрести такой товар, который, по мнению Заказчика, в наибольшей степени отвечает его потребностям.
По первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не установила нарушений в действиях Организатора торгов при организации Закупки.
В соответствии с порядком, установленным в ч.17 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По второму доводу Заявителя Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки, при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений Закупочная комиссия вправе не допустить Участника к участию в запросе предложений в случае:
непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки,
а также предлагаемых Участником процедуры закупки товарах, работах, услугах;
6.4.7.2. несоответствия Участника процедуры закупки, требованиям, установленным в закупочной документации;
6.4.7.4. несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям закупочной документации.
В п.16 информационной карты Документации установлено требование об обязательном представлении документов, в том числе:
- комплекта документов, для расчета рейтинга по критерию "Опыт участника по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года" (приложение N 6). Наличие опыта поставок должно быть подтверждено соответствующими копиями договоров поставки, а также копиями актов приемки оборудования покупателями;
- декларации о соответствии участника критериям отнесения к субъекту малого или среднего предпринимательства (приложение N 8).
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии УФАС пояснил, что
комплект документов, включая приложение N 6, для расчета рейтинга по критерию "Опыт участника по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года" необходим только лишь на этапе оценки и сопоставления заявок участников, а отсутствие опыта поставок за последние три года не ведет к отклонению Заявки участника, не обладающего указанным опытом.
Комиссия УФАС полагает, что данное утверждение представителя Организатора торгов не соответствует норме Положения о закупках (п.6.4.7. Порядка), в соответствии с которой, заявка участника, не представившего копии договоров поставки или актов передачи оборудования (по причине отсутствия опыта поставок оборудования за последние три года), должна быть отклонена закупочной комиссией Организатора торгов в обязательном порядке.
Комиссия УФАС квалифицирует в действиях Организатора торгов нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих "Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года" и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки.
Относительно оспариваемого требования о представлении в составе заявки декларации о соответствии участника критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства Комиссия УФАС полагает, что указанное требование не нарушает норм Закона N 223-ФЗ, поскольку в Закупке могут участвовать любые заинтересованные лица, декларация должна быть представлена в составе заявки по форме 8 Документации, а участник лишь декларирует соответствие или не соответствие к субъектам малого или среднего предпринимательства.
По третьему доводу Заявителя о том, что Организатор торгов не дал разъяснений положений Документации участнику Закупки - ООО "Проминжиниринг", Комиссия УФАС установила, что запрос на дачу разъяснений был подан участником посредством электронной торговой площадки Fabrikant.ru, и Организатор торгов дал соответствующие разъяснения со ссылками на Документацию, однако содержание разъяснений не устроило ООО "Проминжиниринг".
Комиссия УФАС не установила нарушений в действиях Организатора торгов по третьему доводу Заявителя, поскольку Организатор торгов соответствующим образом ответил на запрос ООО "Проминжиниринг" о разъяснении Документации.
Рассмотрев жалобу ООО "Проминжиниринг" вх.N15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации открытого запроса предложений "Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ N99-311.1912.0" (извещение N 31603771467), сопоставив доводы жалобы, дополнительные доводы Заявителя с пояснениями представителей Организатора торгов и пояснениями представителя Заявителя, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих "Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года" и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Проминжиниринг" вх.N15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации открытого запроса предложений "Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ N99-311.1912.0" (извещение N 31603771467) обоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции), выразившееся в необоснованном установлении в пп.6 п.16 информационной карты Документации требования об обязательном предоставлении копий договоров поставки, а также копий актов приемки оборудования покупателями, что приводит к нарушению прав и законных интересов участников Закупки, не обладающих "Опытом по осуществлению поставок аналогичного оборудования за последние три года" и, соответственно не имеющих возможности представить указанные документы в составе заявки, что приводит к отказу в допуске таких участников в соответствии с п.6.4.7. Порядка проведения процедур закупки
3. Выдать Организатору торгов - АО "Адмиралтейские верфи" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации Закупки (извещение N 31603771467) путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;
- аннулирования Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
08 июля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 08.07.2016 года по жалобе NТ02-419/16 ООО "Проминжиниринг" вх.N15609-эп/16 от 01.04.2016 года на действия Организатора торгов - АО "Адмиралтейские верфи" при организации открытого запроса предложений "Изготовление, поставка сверлильно-расточного станка (глубокого сверления) с комплектом оснастки, согласно ТЗ N99-311.1912.0" (извещение N 31603771467, далее-Закупка), руководствуясь ч.20 ст.18.1, п.3.1 ч.1 ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов - АО "Адмиралтейские верфи" совершить действия, направленные на устранение нарушений организации процедуры Закупки путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;
- аннулирования Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 25 июля 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016