Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 11 июля 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
с участием представителей:
ОАО "Петродворцовая Электросеть" (далее - Организатор торгов, ОАО "ПЭС")
-- по доверенности,
- - по доверенности,
в отсутствие представителей от ООО "СтройПартнер" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "СтройПартнер" вх.N15813/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ОАО "ПЭС" при организации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции РП-262. (49565) (извещение N 31603755166, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
08 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 31603755166 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции РП-262. (49565) (далее - Извещение), включая документацию Закупки (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "РОССЕТИ" (Положение о закупке), версия 8 от 30.05.2016 года (далее - Положение о закупках) на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1120004474, Документацией.
п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
34 544 670,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
08.06.2016 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
04.07.2016 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
11.07.2016 в 17:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198510, г. Санкт-Петербург, г. Петродворец, ул. Володи Дубинина, д.9, каб. 8а |
На момент рассмотрения жалобы по итогам Закупки договор не заключен.
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов при организации Закупки и приводит следующие доводы;
1) Заявитель указывает, что имеет намерения участвовать в Закупке и считает, что Организатор торгов - ОАО "ПЭС" не разместил информацию о конкурсе в годовом плане закупок на сайте www.zakupki.gov.ru, чем нарушил принцип информационной открытости, что привело к нарушению права ООО "СтройПартнер" на подачу заявки.
2) Заявитель полагает, что Раздел 2.5.1 Документации исключает возможность получения ответа с разъяснениями положений Документации, по причине отсутствия обязанности Организатора торгов на дачу соответствующих разъяснений.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился, оригиналы документов и письменный отзыв на жалобу, истребованные уведомлением N78/14779/16 от 05.07.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, указанную в жалобе, и доводы Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
ОАО "ПЭС" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, либо иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Заявитель - ООО "СтройПартнер" не подавал заявку на участие в Закупке, но относится к категории лиц (заявителей), в соответствии с ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих законное основание для обращения в антимонопольный орган, в случае если права или законные интересы таких лиц были ущемлены или нарушены в результате нарушения Организатором торгов порядка организации Закупки.
Основания для возврата жалобы Заявителю у антимонопольного органа отсутствуют, поскольку, в соответствии с ч.9 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
"1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона N 223-ФЗ, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В п.1 ч.10 ст.3 Закона N 223-ФЗ установлено, что действия (бездействие) Организатора торгов (заказчика) могут быть обжалованы в антимонопольный орган в случае неразмещения в единой информационной системе информации о закупке, подлежащей размещению в единой информационной системе.
В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов не разместил в плане закупок в единой информационной системе информацию о проведении Закупки, соответственно, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что в жалобе Заявителя имеется прямое указание на неразмещение Организатором торгов полной информации о Закупке, что по п.1 ч.10 ст.3 Закона N 223-ФЗ является достаточным основанием для рассмотрения поступившей жалобы по существу антимонопольным органом в рамках имеющихся полномочий УФАС.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По первому доводу жалобы Комиссия УФАС установила, что Организатор торгов внес изменения в план закупок ОАО "ПЭС" и разместил информацию об этом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 07.06.2016 года, а Извещение о закупке было опубликовано на Официальном сайте 08.06.2016 года, то-есть, после внесения изменений в годовой план закупок ОАО "ПЭС"
По второму доводу жалобы Комиссия УФАС установила, что п.2.5.1 Документации устанавливает порядок разъяснений Документации, а в п.2.5.1.3 Документации установлен порядок дачи разъяснений при размещении Извещения о закупке и Документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в Закупке.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила нарушений в действиях Организатора торгов при организации Закупки по доводам жалобы.
В соответствии с порядком, установленным в ч.17 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, Организатор закупки обязан руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В пп.е) п.2.3.1.2 Документации установлено следующее: чтобы претендовать на победу в Закупке и получения права заключить Договор, Участник конкурса должен отвечать требованию:
"должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, технологиями, деловыми связями и опытом выполнения аналогичных работ в области электроэнергетики, в том числе по строительству/реконструкции электросетевых объектов, не менее 3-х завершенных за последние 3 года (данная информация указывается в справке о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров и подтверждается заверенными участником копиями договоров (первый и последний лист), актами по форме КС-11, КС-14, а также рекомендательными письмами, отзывами). Под аналогичными договорами понимаются выполненные договоры строительству или реконструкции ПС со сравнимым объемом работ и со стоимостью не более, чем на 10% ниже начальной (максимальной) цены данного открытого конкурса".
Таким образом, в соответствии с указанным пунктом, участник Закупки должен иметь опыт выполнения не менее трех аналогичных договоров (со стоимостью не более, чем на 10% ниже начальной (максимальной) цены Закупки), и в подтверждение должен представить, в том числе, рекомендательные письма и отзывы - документы, выдача которых не является обязательной для Заказчика по факту исполнения договора Подрядчиком.
Для подтверждения соответствия данному требованию, участник в соответствии с пп. а) п.2.3.2.1.3. Документации должен представить:
"справку о выполнении аналогичных по характеру и объему работ договоров по установленной в настоящей документации форме с подтверждением их выполнения заверенными участником копиями договоров (первый и последний лист), актами по форме КС-11, КС-14, а также рекомендательными письмами, отзывами) (не менее 3 (трех) отзывов за последние три года), в т.ч. и для привлекаемых Участником основных субподрядчиков"
В случае несоответствия участника пп.е) п.2.3.1.2 Документации или его заявки требованию пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации, конкурсная комиссия Организатора торгов обязана отклонить заявку такого участника на этапе отборочной стадии Закупки в соответствии с требованием п.2.9.2.4 Документации.
Установленные Организатором торгов в пп.е) п.2.3.1.2 Документации требование к участнику и требование пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации к заявке участника, ограничивает число участников Закупки и приводит к нарушению прав и законных интересов потенциальных участников Закупки, имеющих опыт выполнения работ по предмету Закупки, имеющих необходимые допуски СРО, но несоответствующих требованию пп.е) п.2.3.1.2 Документации и не имеющих возможности представить документы в соответствии требованием с пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации (в том числе рекомендательные письма и отзывы, не являющиеся обязательными к выдаче по факту исполнения договоров).
Руководствуясь ч.17 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в пп.е) п.2.3.1.2 Документации требования к участникам Закупки и в пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации требования к составу заявки, что приводит к нарушению прав и законных интересов лиц, указанных в ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих возможность выполнить работы по предмету Закупки, но не имеющих возможности победить в процедуре Закупки по причине невозможности выполнить указанные требования Документации.
4. Рассмотрев жалобу ООО "СтройПартнер" вх.N15813/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ОАО "ПЭС" при организации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции РП-262. (49565) (извещение N 31603755166), на основании документов, представленных в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях Организатора торгов при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в пп.е) п.2.3.1.2 Документации требования к участникам Закупки о наличии не менее 3-х завершенных за последние 3 года аналогичных договоров со стоимостью не более, чем на 10% ниже начальной (максимальной) цены данного открытого конкурса и в пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации требования о представлении рекомендательных писем и отзывов (не менее 3 (трех) отзывов за последние три года).
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройПартнер" вх.N15813/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ОАО "ПЭС" при организации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции РП-262. (49565) (извещение N 31603755166), необоснованной.
2. Признать в действиях Организатора торгов - ОАО "ПЭС" при организации Закупки нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ (принципа равноправия, справедливости, и отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции) выразившееся путем установления в пп.е) п.2.3.1.2 и пп.а) п.2.3.2.1.3. Документации необоснованных требований к участникам Закупки, что приводит к нарушению прав и законных интересов лиц, указанных в ч.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, имеющих возможность выполнить работы по предмету Закупки, но не имеющих возможности победить в процедуре Закупки по причине невозможности выполнить указанные требования Документации.
3. Выдать Организатору торгов - ОАО "ПЭС" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации Закупки (извещение N 31603755166) путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;
- внесения изменений в Документацию, согласно резолютивной части решения, путем исключения из п.2.3.1.2 Документации, требования об обязательном наличии у участника Закупки "не менее трех аналогичных договоров (со стоимостью не более, чем на 10% ниже начальной (максимальной) цены Закупки), путем исключения из Документации требования о представлении рекомендательных писем и отзывов (не менее 3 (трех) отзывов за последние три года);
- продления сроков проведения Закупки;
- завершения процедуры Закупки (извещение N 31603755166) в соответствии с требованиями Документации и Положения о закупках.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
11 июля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 11.07.2016 года по жалобе NТ02-422/16 ООО "СтройПартнер" вх.N15813/16 от 01.07.2016 года на действия Организатора торгов - ОАО "ПЭС" при организации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции РП-262. (49565) (извещение N 31603755166 3, далее-Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Организатору торгов - ОАО "ПЭС" совершить действия, направленные на устранение нарушении организации процедуры торгов путем:
- отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения Закупки;
- возврата всех поступивших заявок на участие в Закупке;
- внесения изменений в документацию Закупки, согласно резолютивной части решения, путем исключения из п.2.3.1.2 Документации, требования об обязательном наличии у участника Закупки "не менее трех аналогичных договоров (со стоимостью не более, чем на 10% ниже начальной (максимальной) цены Закупки), путем исключения из Документации требования о представлении рекомендательных писем и отзывов (не менее 3 (трех) отзывов за последние три года);
- продления сроков проведения Закупки;
- завершения процедуры Закупки (извещение N 31603755166) в соответствии с требованиями документации Закупки и Положения о закупках.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 29 июля 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016