Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 22 июня 2016 г. N 1-00-1081/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ТрансИнвестГрупп" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МРСК Центра" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку автомобильной и специальной техники для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Белгородэнерго", "Брянскэнерго", "Воронежэнерго", "Костромаэнерго", "Курскэнерго", "Липецкэнерго", "Орёлэнерго", "Смоленскэнерго" и "Ярэнерго") (реестровый
N 31603470479) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразились в отсутствии объективного порядка оценки заявок участников Конкурса, нераскрытии параметра аналогичности в составе Конкурсной документации, а также в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкрусе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещена информация о присоединении к Единому стандарту закупок ПАО "Россети", утвержденному приложением к решению Совета директоров ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках).
25.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 25.03.2016 дата окончания подачи заявок - 10.05.2016, дата рассмотрения заявок - 27.05.2016, дата подведения итогов Конкурса - 27.05.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 27.05.2016 N 48720 следует, что заявка Заявителя отклонена, так как не отвечает требованиям пунктов 4.2.1, 5.2.2.3 Конкурсной документации, на основании подпунктов "b", "e" пункта 3.9.2.4, пункта 3.4.1.9 Конкурсной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с Приложением N 3 "Оценочная стадия" Конкурсной документации заявки участников Конкурса оцениваются по следующим критериям:
общая стоимость;
опыт участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях) (Источник данных - справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров);
срок поставки/выполнения работ/оказания услуг;
срок оплаты поставок/выполненных работ/оказанных услуг (в рабочих (календарных) днях с момента подписания сторонами накладной/акта приемки выполненных работ/акта об оказании услуг и предоставления счета-фактуры).
По критериям 1 и 3 минимальные значения критериев являются предпочтительными и рассчитываются по следующей формуле:
- рейтинг, присуждаемый i-ой Заявке Участника по критерию;
Amax - максимальное значение критерия из предложенных Участниками;
Amin - минимальное значение критерия из предложенных Участниками;
Ai - значение по критерию, предложенное i-м Участником;
Za - значимость критерия в баллах.
Учитывая изложенное, установленный в Конкурсной документации порядок оценки по вышеуказанным критериям, позволяет объективно оценить количество баллов, присуждаемых заявкам участников Конкурса исходя из представленных ими в составе заявки на участие в Конкурсе документов и сведений.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать довод Заявителя относительно отсутствия объективного порядка оценки заявок участников Конкурса, необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия установила, что параметры определения аналогичности (эквивалентности) оказанных услуг, позволяющие установить соответствие предоставляемых участником Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе договоров потребностям Заказчика, в составе Конкурсной документации отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, закрепление в Конкурсной документации возможности предоставления участником Конкурса в составе заявки на участие в Конкурсе договоров оказанных услуг, которые являются аналогичными (эквивалентными), с целью повышения вероятности быть признанным победителем по итогам Конкурса в силу того, что данная возможность является критерием оценки заявок участников Конкурса, накладывает на Заказчика дополнительные обязанности по раскрытию информации о значении параметра "аналогичность".
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно не раскрытия параметра аналогичности в составе Конкурсной документации, обоснованным.
Вместе с тем, согласно пункту 4.2.1 Конкурсной документации техническое задание по лоту N 1 (подраздел 1.1) изложено в Приложении N 1, которое является неотъемлемым приложением к Конкурсной документации и предоставляется участниками вместе с ней в качестве отдельного документа.
В соответствии с пунктами 5.2.2.3, 5.2.2.4 Конкурсной документации сводная таблица стоимости поставок подготавливается на основании технического предложения (подраздел 5.3).
В таблице 1 приводится расчет стоимости продукции. Цена единицы с НДС, а так же общая итоговая стоимость продукции с НДС в таблице-1 должны включать все налоги, обязательные платежи, стоимость её доставки до склада Получателя, стоимость тары, стоимость погрузочных работ, запорных устройств, защитной упаковки, необоротной тары и прочие расходы, связанные с доставкой продукции в адрес Получателей, включая расходы, связанные с шеф-монтажом и шеф-наладкой в объеме согласно требованиям разделов Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден и Ошибка: источник перёкрестной ссылки не найден. Поля "Наименование производителя", "Страна происхождения", "ЕИ", "Количество", "Цена единицы без НДС, руб.", "Цена единицы с НДС, руб.", "Стоимость без НДС, руб." и "Стоимость с НДС, руб." должны быть полностью заполнены по всей предлагаемой Участником продукции, указанной в поле "Наименование продукции, Тип, марка" либо "АНАЛОГ (заполняется Участником в случае если предлагаемая продукция отличается от заявленной Заказчиком) Наименование, тип, марка, ГОСТ, ТУ и прочие сведения об эквиваленте". В противном случае Заявка Участника будет отклонена.
Из пункта 5.2.2.6 Конкурсной документации следует, что арифметические ошибки в Сводной таблице стоимости поставок могут быть причиной отклонения Заявки Участника.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик пояснил, что заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
наличие в Сводной таблице стоимости поставок арифметических ошибок, повлекших неверную общую стоимость предложенной к поставке автомобильной и специальной техники;
отсутствие в Техническом предложении всех необходимых технических характеристик предложенной к поставке автомобильной и специальной техники, указанных в техническом задании организатора конкурса;
несоответствие Сводной таблицы стоимости поставок Техническому предложению, поданному на рассмотрение конкурсной комиссии: указание в Техническом предложении и Сводной таблице стоимости поставок разных производителей одного и того же наименования, модификации автотехники, неуказание в Сводной таблице стоимости поставок производителя седельного тягача.
При этом, в ходе заседания Комиссии, Заявитель подтвердил наличие технических ошибок в составе заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с подпунктами "b", "e" пункта 3.9.2.4 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет заявки, которые, в том числе не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в заявке, в том числе если участник (в т.ч. один или несколько членов коллективного участника) не предоставил информацию о собственниках Участника (включая конечных бенефициаров) (подраздел 5.10); содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей Конкурсной документации.
Из пункта 3.4.1.9 Конкурсной документации следует, что в целях подтверждения выполнения требований технического задания в Техническом предложении (подраздел 5.3) участника обязательно должны быть указаны: тип и марка предлагаемой к поставке продукции; завод-изготовитель продукции, предлагаемой к поставке; все технические характеристики, указанные в техническом задании; комплектация продукции, предлагаемой к поставке; гарантии на продукцию, предлагаемую к поставке и сроки службы. Заявка будет отклонена, если в Техническом предложении не будет отражена вышеуказанная информация.
Таким образом, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя по вышеуказанным основаниям.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать довод жалобы Заявителя относительно неправомерного отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе, необоснованным.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заказчик представил договоры (от 17.06.2016 N 3100/15628/16, от 15.06.2016 N 3200/04035/16, от 14.06.2016
N 3600/08632/16, от 16.06.2016 N 359(2016)/4400/04137/16, от 14.06.2016
N 4600/05060/16, от 17.06.2016 N 4600/05049/16/4648008191, от 17.06.2016
N 5700/03161/16, от 17.06.2016 N 6700/09825/16, от 15.06.2016
N 7600/07446/16/2017), заключенные по итогам Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части довода относительно не раскрытия параметра аналогичности в составе Конкурсной документации. В остальной части жалобу признать необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, а также в связи с тем, что по итогам Конкурса заключены договоры.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 июня 2016 г. N 1-00-1081/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016