Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
<>
представители ООО "ТрансСистемаСтрой" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТрансСистемаСтрой" от 16.06.2016 N 64 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 794/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/16 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебных и служебно-технических вагонов проводниками (извещение N 31603615634), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ТрансСистемаСтрой"
(далее - Заявитель) от 16.06.2016 N 64 (вх. от 27.06.2016 N 91777-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 794/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/16 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебных и служебно-технических вагонов проводниками (извещение N 31603615634) (далее - Конкурса, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно установлен критерий и порядок оценки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.
1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 32 Положения о закупке.
Пунктом 2.2 Документации установлено обязательное требование к участникам:
Участник должен располагать квалифицированным персоналом:
- проводниками не ниже 3 разряда прошедшими обучение или повышение квалификации по профессии "Проводник пассажирского вагона" - не менее 78 чел.;
- специалистами по охране труда - не менее 1 чел.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 11 к конкурсной документации
и
- штатное расписание
и
- действующие документы, подтверждающие прохождение проводниками обучения или повышения квалификации по профессии "Проводник пассажирского вагона" не ниже 3 разряда
и
- действующие удостоверения о проверке знаний требований охраны труда (в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29) для специалистов по охране труда.
В подпункте 2.2 пункта 4 "Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок" Документации установлен порядок оценки
квалификации персонала:
2.2 |
Квалификация персонала |
Максимальное количество баллов - 10 баллов |
Оценивается путем деления количества персонала участника, задействованного в оказании услуг, имеющемся у j-ого участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников: Aj=Пj/Пmax*10, где J=1.n, n - количество участников Aj - количество баллов j-ого участника; Пj - количество персонала, задействованного в оказании услуг имеющегося у j-ого участника; Пmax - максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников 10- максимально возможное количество баллов.
|
Заявителем в ФАС России не представлено доказательств подтверждающих о том, что данный критерии оценки является неправомерным.
Вместе с тем, наличии квалифицированного персонала в штате организации не влияет на исполнение обязательств по договору, в связи с чем установление данного требования ограничивает количество участников.
Также, подпунктом 2.3, 2.4 пункта 2 Документации установлено: "У участника должна иметься система менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования.
В подтверждение наличия системы менеджмента качества поставки и/или производства инженерного и технологического оборудования участник в составе заявки представляет:
действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
Участник должен иметь систему менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути.
В подтверждение наличия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к выполнению работ по текущему содержанию железнодорожного пути участник в составе заявки должен представить:
- действующий сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья стандарту OHSAS (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы".
Вместе с тем, данные требование являются подтверждением соответствия системы менеджмента качества организации, системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки.
Кроме того, Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 6.4.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.7);
непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 6.4.3.8)".
Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Документации: "Участник должен располагаться (фактически находиться) и/или иметь филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения в г. Саратов."
Вместе с тем, обязательное наличии филиалы и/или представительства и/или иные обособленные подразделения у участника ограничивает количиство участников.
Также, согласно пункту 7.8.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена".
Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требовании к участникам Запроса предложений в качестве обязательных ограничивает количество участников Запроса предложений и противоречит пункту 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ТрансСистемаСтрой" от 16.06.2016 N 64 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 794/ОКЭ-ЦДИ ЦВ/16 на право заключения договора оказания услуг по обслуживанию служебных и служебно-технических вагонов проводниками (извещение N 31603615634) необоснованной.
2. Признать ОАО "РЖД" нарушившим части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2016 г. N 17/46463/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.7.2016